Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая конференция «Опыт СНГ: общие проблемы – разные решения»

14, Октября 2013

          7 – 8 октября 2013 г. в Конгресс-центре ТПП РФ состоялась 2-я региональная конференция IFA по международному налогообложению

Были рассмотрены следующие темы:
- основные направления развития международного налогообложения в странах СНГ,
- налогообложение постоянных представительств,
- трансфертное ценообразование – тенденции развития в России и СНГ,
- последние важные региональные судебные решения в области международного налогообложения.
В рамках конференции прошли круглые столы «BEPS: влияние на российскую налоговую действительность» и «Ограничение льгот по налоговым соглашениям».
Также состоялась Молодежная секция IFA «Налоговые соглашения: налогообложение дивидендов».
Открывая конференцию, Ирина Русакова, президент Рос-ИФА, канд.эконом.наук, поставила следующие вопросы перед собравшимися: в каком экономическом климате мы живем, что происходит с налоговым законодательством и с соглашениями об избежании двойного налогообложения? Замечено, что неожиданно некоторые вопросы международного налогообложения перешли из теоретической плоскости в практическую.
Дмитрий Николаев, начальник отдела налогообложения Минфина России, выделил основные вопросы международного налогообложения, которыми в настоящее время озабочено Правительство РФ. И в первую очередь, это борьба с офшорами.
Летом этого года ОЭСР опубликовала комплексный план мероприятий для устранения недостатков в международном налоговом законодательстве, которые были описаны в отчете ОЭСР «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» (BEPS). Но дальнейшей работе с этим планом мешают объективные трудности. Так, всего в 14-ти странах – участниках ОЭСР применяют регулирование ОЭСР контролируемой задолженности. Придется вносить в НК РФ понятие «конечный выгодоприобретатель». Есть проблема и с обменом информацией между налоговыми органами в автоматическом режиме. Пока такого способа обмена в Росси нет.  
В Минфине России готовится типовое соглашение об обмене информацией с другими странами, в первую очередь с офшорами. Для примера используются модельные соглашения ОЭСР, хотя в них есть много терминов, которые не используются в российском налоговом законодательстве.
Выступающий заметил, что правительство беспокоит отток капитала за рубеж, но бороться с этим явлением налоговыми методами бесполезно. Он предложил начать с крупнейших компаний – запретить находиться их головным компаниям в офшорах. А самый простой вариант – это ввести налог на офшоры. Хотя в таком случае встанет вопрос о конкуренции стран.
Эксперты говорили о том, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о контролируемых иностранных компаниях (Правила КИК). Эти Правила действуют в ряде стран ОЭСР. Что касается России, то разработка этого законодательства включена в Основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. (определить понятие КИК, обязать указывать в декларациях иностранные аффилированные компании и подавать сведения о доле налогоплательщика в КИК и уплате налога в соответствующей доле нераспределенного дохода этой компании). Также отмечалось, что для реализации этой задачи нужно урегулировать вопросы обмена информацией российских налоговых органов с иностранными.
Обсуждая вопросы налогового контроля за трансфертным ценообразованием, эксперты из России и других стран СНГ отмечали, что под этот вид контроля подпадают не только внешнеторговые сделки, как это происходит во всем мире, контролируются все сделки между взаимозависимыми лицами. Как пояснил Владимир Тютюрюков, ассистант профессор, заместитель директора Налогового исследовательского центра Центральной Азии, канд.эконом.наук (Казахстан), в Казахстане под контроль попадают все трансграничные операции, в рамках проверни налоговые органы отслеживают «всю цепочку» поставок, хотя в законе речь идет об одной контролируемой сделке.
Дмитрий Вольвач, начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России, обратил внимание на то, что основной принцип регулирования контроля трансфертного ценообразования, который перенесен и в НК РФ, – сподвигнуть налогоплательщиков не злоупотреблять при установлении цен в сделках с взаимозависимыми лицами. Новые правила в первую очередь направлены на равенство налогоплательщиков, недопущение перекосов в экономике и недобросовестной конкуренции.
По его мнению, рекомендации ОЭСР носят научно-практический характер. Они основаны на многолетнем опыте анализа сделок с нерыночными «необычными» ценами. Последнее слово в вопросах регулирования - за странами, ведь только так можно учесть особенности текущей ситуации, требования бюджета и т.п.
Российский законодатель корректно перенес в НК РФ рекомендации ОЭСР по вопросам трансфертного ценообразования. Серьезная защита налогоплательщиков – правило о том, что бремя доказывания лежит на налоговом органе.
По мнению выступающего, важно, что в России созданы единые требования для всех участников рассматриваемых правоотношений, соблюден баланс их интересов, в том числе в виде предоставления налогоплательщикам права создать консолидированную группу налогоплательщиков (КГН) и заключать соглашения о цене.
Докладчик заметил, что европейские страны только планируют унифицировать документацию по контролируемым сделкам. В России уже приняты все документы, регламентирующие взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками по вопросам трансфертного ценообразования[1], ведению текущего контроля за ценами и заполнению соответствующей отчетности.
Д. Вольвач подчеркнул, что ведение такой отчетности необходимо и самой компании, поскольку для принятия управленческих решений необходимо постоянное отслеживание информации о ценах.
Отвечая на вопрос, о том, будет ли налоговый орган проводить проверку соответствия цен рыночным, если примененная налогоплательщиком цена ненамного отклонилась от рыночной, докладчик указал на то, что под контроль попадут сделки с явно выбивающимися из рыночных ценами, а те, в свою очередь, определяются из общедоступных источников.
Налоговые консультанты заметили, что при использовании первого метода определения рыночных цен найти информацию о сопоставимых сделках третьих лиц сложно, а значит, и невозможно применить первый метод. К тому же в открытых источниках информации (информагенства) цена сделки может меняться несколько раз в течение дня. В ответ Д. Вольвач сообщил, что агентства уже подстраиваются под новые требования практики – учитывают, что информация о ценах нужна и для налогового контроля.
При обсуждении судебной практики в сфере международного налогообложения были подняты вопросы толкования статьи 11 Модельной конвенции ОЭСР 2012 года, применения концепции бенефициарного собственника, оценки финансирования постоянного представительства и распределения затрат на содержание материнских компаний (CostSharing).
Замечено, что не всегда суды анализируют экономическую сторону спора, в частности по делам о передаче имущественных прав. Были озвучены предложения законодателю: определить правила, в соответствии с которыми компания признается конечным получателем дохода, поскольку дать точное понятие бенефициарного собственника сложно; урегулировать вопросы, связанные с контролируемой задолженностью сестринских компаний, а также ввести в НК РФ концепцию Cost Sharing.


[1] Соответствующий документ по применению симметричных корректировок подготовлен и направлен в Минфин России на согласование – уточнение Д. Вольвача.