Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые маневры 2015: новое в законодательстве и практике: оценка экспертов

25, Февраля 2015

Событие: Налоговая конференция РБК,  18 февраля 2015 года, г. Москва

Организатор: РБК бизнес-конференции
Партнер: юридическая компания «Пепеляев Групп»
 
Среди докладчиков:
Андрей Кизимов, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Дмитрий Николаев, начальник отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Ольга Думинская, советник отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России
Наталья Акиндинова, директор Центра развития НИУ Высшая школа экономики
Наталья Корниенко, завлабораторией развития налоговой системы научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, канд.юрид.наук  
Дмитрий Фадеев, зампредседателя Экспертного налогового совета ТПП РФ, канд.юрид.наук
Максим Хвалибов, руководитель направления по налогообложению Alcoa
Рустем Ахметшин, старший партнер «Пепеляев Групп», канд.юрид.наук
Антон Никифоров, партнер «Пепеляев Групп»
Сергей Савсерис, партнер «Пепеляев Групп», канд.юрид.наук
Геннадий Тимоничев, старший юрист «Пепеляев Групп»
Алексей Абрамов, юрист «Пепеляев Групп»
Леонид Кравчинский, адвокат
 
Модераторы:
Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп», канд.юрид.наук
Вадим Зарипов, руководитель Аналитической службы «Пепеляев Групп»
 
Участники конференции оценили принятые в 2014 году поправки в налоговое законодательство, складывающуюся правоприменительную практику, «последние» судебные решения по налоговым спорам и предложили следующее.
 
Рекомендации участников конференции
 
1. Оценив законодательные изменения в налоговой сфере, участники конференции пришли к выводу, что они в целом негативно отразились на налоговой нагрузке на бизнес в 2015 году. Несмотря на обещания государства не увеличивать налоговую нагрузку, по данным участников она выросла и продолжит расти в течение года. По данным Минфина России реально выросла нагрузка на нефтегазовый сектор.
 
Среди факторов, повлиявших на увеличение налоговой нагрузки, особо выделено введение новых, по сути, налоговых платежей – экологического и торгового сборов. Так, одним из основных факторов, повлиявших на рост нагрузки малого и среднего бизнеса, стало введение для налогоплательщиков, уплачивающих налоги в соответствии со специальными налоговыми режимами, обязанности уплачивать налог на имущество в зависимости от его кадастровой стоимости. По прогнозам ТПП РФ, для них нагрузка вырастет в 5 – 7 раз.
 
Увеличение налоговой нагрузки наблюдается не только на уровне федерального законодательства. Региональные и местные власти в конце 2014 года приняли решения, расширяющие базу по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты (соответственно), отменили ряд налоговых льгот. В большинстве регионов России выросла кадастровая стоимость имущества, на основе которой исчисляются земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц. Региональные органы власти отказываются подтверждать соответствие новых инвестиционных проектов требованиям, соблюдение которых позволяет получить региональные налоговые льготы.
 
2. К сожалению, в основу антикризисного плана Правительства РФ не заложено снижение налоговой нагрузки, не предусмотрено конкретных мер в отношении крупного бизнеса. В нем есть лишь намеки на то, что региональные власти могут снижать налоговую нагрузку. Между тем в период острого кризиса в целях недопущения ухода бизнеса в тень, сокращения рабочих мест и социальной напряженности бизнес ожидает от государства решительных мер.
 
3. Предлагаемые Минфином поправки по курсовым разницам – это обычная мера в период кризиса. Существенной поддержкой бизнеса может стать предложение для гринфилд-проектов – дать возможность регионам предоставлять льготу по налогу на прибыль производственным компаниям, инвестирующим в создание новых производств. Для успешного развития экономического партнерства со станами Азии необходимо снижение налоговых ставок в действующих соглашениях об избежании двойного налогообложения. 
Кризис – это не только сложности, но и новые возможности. Государству стоит поддержать желание бизнеса расширить экспорт российской высокотехнологичной продукции дополнительными налоговыми стимулами.
В настоящее время Госдумой рассматривается законопроект, предлагающий поправки в статью 269 НК РФ. Участники конференции предложили инициаторам законопроекта рассмотреть возможность исключения из регулирования этой статьи займы без иностранного элемента, в частности, в ситуации с «нависанием» иностранной компании, не принимающей участия в финансировании российских организаций. 
 
Участники конференции предложили провести опрос о том, какое соотношение было бы комфортно для бизнеса (сейчас это 3 к 1).
 
4. Серьезные опасения бизнеса вызывает возвращение прежнего порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (без решения по налоговой проверке). УПК РФ не содержит норм об обратной силе действия закона, что позволяет следователям возбудить уголовное дело по фактам, произошедшим за последние 10 лет (срок давности привлечения к уголовной ответственности). Однако такая возможность противоречит фундаментальным принципам государства и в частности принципу доверия государству. В рамках обсуждаемой амнистии капиталов следует запретить распространение обратной силы на налоговые преступления. 
 
5. При оценке налоговой нагрузки немаловажен учет издержек налогоплательщиков на налоговое администрирование. Действующие с 2013 года правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием, новая (с 2015 г.) налоговая отчетность по НДС, ряд отрицательных для налогоплательщиков решений арбитражных судов потребовали перестройки внутрихолдингового взаимодействия исключительно для соблюдения требований налогового законодательства и налоговых органов. Такие примеры ставят под сомнение декларируемое государством снижение административной нагрузки на бизнес и вызывают вопрос, насколько необходим государство такой жесткий и тотальный контроль. 
 
Участники конференции предложили ТПП РФ провести опрос представителей бизнеса об имеющихся издержках при налоговом администрировании. 
 
Высказано предложение по примеру некоторых стран включить в НК РФ критерии, используемые налоговыми органами для отбора налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке. Сейчас такие критерии закреплены Приказом ФНС России. Включение их в Кодекс придало бы им соответствующий статус. 
 
6. Со второй половины 2014 года наблюдаются кардинальные для налогоплательщиков изменения судебной практики, которые не могут не отразиться на их налоговой нагрузке. Так, арбитражные суды поддерживают налоговые органы, которые ретроспективно и по формальным основаниям лишают инвесторов региональных льгот. Теперь недостаточно ссылок на НК РФ, правовые позиции высших судебных органов и сложившуюся практику. Если раньше суды в спорах о праве лишь восполняли пробелы закона, то сейчас все чаще рассмотрение спора происходит вне закона, «по понятиям».
 
Остро ощущается недостаточность правовых позиций Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, поскольку крайне незначительное число дел передается для пересмотра в порядке «второй кассации». Можно сделать вывод, что рассмотрение дел и формирование правовых позиций отдано на откуп нижестоящим судам, которые пока не готовы к самостоятельному толкованию и применению норм, исключающему появление «уральской», «московской» и другой окружной законности.
Неясна роль отказных определений судей ВС РФ, на которые уже ссылаются налоговые органы, обосновывая свою позицию. В целях определенности Верховному Суду РФ следует разъяснить этот вопрос.
 
Изменилась подсудность споров о кадастровой стоимости объектов недвижимости – такие споры теперь рассматриваются судами общей юрисдикции и не в порядке искового производства. Складывающаяся практика свидетельствует о длительном по времени рассмотрении дел (до 6 месяцев), длительной подготовке полного текста судебного решения, что влечет неопределенность  и дополнительные расходы бизнеса.