III Ежегодная конференция «Деофшоризация российской экономики. Нововведения 2014-2015»
25, Декабря 2014
Дата: 25 ноября 2014 г. г. Москва, Swissotel Krasnye Holmy
Организатор: The Moscow Times
Участники:
Мероприятие посетили более 70 участников: представители Министерства финансов РФ, Совета Федерации, руководители и менеджеры налоговых департаментов, финансовые директора, главные бухгалтеры и налоговые юристы.
Организатор: The Moscow Times
Участники:
Мероприятие посетили более 70 участников: представители Министерства финансов РФ, Совета Федерации, руководители и менеджеры налоговых департаментов, финансовые директора, главные бухгалтеры и налоговые юристы.
О главных тенденциях деофшоризации и о законодательных рамках для бизнеса рассказал Сергей Шугаев, руководитель экспертной группы по разработке законодательства о деофшоризации Совета Федерации. Докладчик отметил, что положения принятого закона о контролируемых иностранных компаниях (далее – КИК)1 будут касаться всех налогоплательщиков, в том числе крупных госкомпаний и госкорпораций. По его словам, это явный посыл властей, что государственным компаниям нужно отказаться от офшоров. Офшоры у всех ассоциируются с уклонением от уплаты налогов. Это сигнал для бизнеса – что все офшоры нужно переводить в Россию и в качестве примера привел группу Mail.ru, которая объявила о таком намерении2. Он также напомнил о том, что законом о КИК предусмотрена «налоговая амнистия»: при ликвидации офшорной компании ее имущество будет освобождаться от уплаты налогов. В реальности этот механизм работает очень сложно, поскольку любое изменение в налоговое законодательство вносится через поправки в Налоговый кодекс РФ. Так, проведенная в 2007 г. амнистия не дала эффективных результатов. Госдума не пошла на рассмотрение соответствующих поправок к законопроекту о КИК. Мнения об эффективности КИК разошлись. Помимо прочего у бизнеса не было доверия к власти, что, по мнению докладчика, является важным залогом успеха амнистии.
Вместе с тем в поддержку Закона уже готов другой пакет законодательных инициатив, в том числе:
• Закон о горизонтальном мониторинге4;
• законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в части усиления ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов»3;
Совместно эти законы будут работать для осуществления контроля над исполнением закона. Закон о КИК будет сложно администрироваться, поэтому Следственный комитет России будет вынужден содействовать исполнению закона. «Закон о КИК будет хорошо работать вместе с СКР», – сказал Сергей Шугаев. По словам докладчика, «СКР будет выдергивать налогоплательщиков для контроля и проверки».
Докладчику был задан вопрос о том, что почему бы не сделать так, чтобы бизнес не уходил в офшоры, почему не создать благоприятную среду. Как ответил Сергей Шугаев, интересы бизнеса и государства не всегда совпадают. Также выступающий особенно подчеркнул, что закон сложный и в применении неудобный. Совет Федерации готов обсуждать возможные поправки с представителями бизнеса в формате круглого стола.
Надежда Кузьмина, начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, выступила на тему «Налоговые нововведения 2015. Что ждать в следующем году?». Докладчик рассказала участникам о Проекте BEPS и об основных положениях Закона о КИК. В частности, Надежда Кузьмина отметила тенденцию ужесточения регулирования в рамках плана BEPS. Она также заметила, что из 15 мероприятий проекта BEPS 5 пунктов касаются трансфертного ценообразования (далее – ТЦО). Раньше 2018 г. эта система не заработает.
Планом BEPS предусмотрена трехступенчатая система:
• мероприятия, направленные на достижение согласованности на международном уровне по вопросам корпоративного налогообложения:
- устранение различий в налогообложении гибридных инструментов; усиление правил о КИК;
- ограничение размывания налогооблагаемой базы путем использования вычета процентных расходов, а также расходов по другим инструментам финансирования;
- более эффективное противодействие налоговым злоупотреблениям, учитывая вопросы прозрачности и требования к фактическому присутствию);
• мероприятия, направленные на восстановление преимуществ международных стандартов:
- недопущение злоупотреблений при применении соглашений об избежании двойного налогообложения;
- недопущение искусственного избежания статуса постоянного представительства; обеспечение согласованности между результатами ТЦО и созданием стоимости: нематериальные активы;
- обеспечение согласованности между результатами ТЦО и созданием стоимости: риски и капитал;
- обеспечение согласованности между результатами ТЦО и созданием стоимости: иные сделки с высоким уровнем риска;
• мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности с одновременным продвижением более высокого уровня достоверности и предсказуемости:
- разработка порядка сбора и анализа информации о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения и действий, направленных на его реализацию;
- разработка требований об обязательном раскрытии налогоплательщиками информации о сделках с использованием схем агрессивного налогового планирования;
- пересмотр требований к подготовке документации по ТЦО;
- усовершенствование взаимосогласительной процедуры.
Скорейшая реализация мероприятий – разработка многостороннего документа – срок до декабря 2015. Надежда Кузьмина рассказала о том, что в Налоговый кодекс РФ вводятся следующие новые для России правила и понятия:
1. Фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода (применяется в международной практике более 20 лет).
2. Налоговое резиденство для организаций (применяется в международной практике более 50 лет).
3. Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний (среднее отставание по введению соответствующих правил: от стран BRICS – 10 лет, стран ОЭСР – 26 лет, стран G7 – 36 лет).
Предусмотрены иные мероприятия с целью противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
• Раскрытие информации о фактических получателях доходов от источников в России как условие для получения льгот и освобождений при международном налогообложении;
• Урегулирование порядка налогообложения доходов, полученных от реализации акций российских организаций, относительно его применения к доходу иностранных организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
• Совершенствование процедуры взимания налога на имущество и взыскания задолженности по налогам и сборам с иностранных лиц, являющихся налогоплательщиками в отношении объектов недвижимого имущества на территории РФ. Получение налоговыми органами информации о фактических владельцах недвижимого имущества на территории России (прямо или косвенно владеющих более 5% имущества), если прямым владельцем является иностранная организация (при нераскрытии информации предусмотрена уплата налога на имущество организации в 2-х кратном размере).
Минфин России особо подчеркивает, что нет цели ликвидации компании, основная цель – раскрытие информации об уплате налогов.
Завершил первую сессию Владимир Андрианов, директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка. Доклад Владимира Андрианова был посвящен системным подходам деофшоризации российской экономики. С 1994 по 2014 год чистый отток капитала из России составил 575,2 млрд долларов, привел данные Владимир Андрианов.
«Мы говорим о недостатке капитала, пытаемся найти инвестиции в экономику из госбюджета, из ФНБ. Вот эти инвестиции, которые уходят за рубеж», – сказал Андрианов.
По его словам, потери бюджета от использования механизмов офшорных юрисдикций для вывода капитала ежегодно составляют около 1 трлн руб.
Капитал вывозят по-разному. Покупают активы за рубежом, выплачивают ранее накопленную задолженность, размещают за рубежом накопленные средства, в том числе экспортную выручку. В оттоке капитала очень велика доля сомнительных операций. Офшорные доходы не возвращаются в Россию.
Баллотируясь в президенты, Барак Обама говорил: «На Каймановых островах есть здание, в котором располагаются 12 тысяч американских корпораций. Это или самое просторное здание в мире, или самое большое мошенничество в мире. И мы выясним, что это такое». Международная некоммерческая организация Tax Justice Network провела исследование об объеме мировых офшорных активов в 139 странах. Объем выведенных из России активов оценивается в 798 миллиардов долларов. Это те капиталы, которые сконцентрированы в офшорных зонах. В исследовании лидируют Китай и Россия – страны, в которых наиболее развита коррупция.
Самый большой поток идет из России в Нидерланды и на Кипр. По состоянию на 1 января 2013 года в Нидерланды было переведено 25,9 процента от всего объема иностранных инвестиций, а на Кипр – 25,1 процента. В 2013 году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью около 111 миллиардов долларов – это примерно пятая часть всего российского экспорта.
Офшоризация – мировая практика, направленная на оптимизацию налогового обложения и на структурирование сделок. Но она становится проблемой, превращаясь в черную дыру, в которую засасывает капиталы. Объем мирового теневого банкинга в 2012 году оценивался в 67 триллионов долларов – это больше, чем весь мировой экспорт, это огромная сумма. И огромная ее доля – это деривативы, вторичные ценные бумаги. Это и есть та угроза, которая нависает над глобальной экономикой.
Теневые капиталы – достаточно новое явление. Первые свободные экономические и торговые зоны создавались еще в XIV веке, однако проблема деофшоризации в глобальной и российской экономиках возникла только сейчас. Кризис 2008 года был связан с ростом теневой мировой экономики, значительным ростом офшоризации и бегством капитала из разных стран. По мнению многих экспертов, рост объемов теневого банкинга может закончиться новым глобальным кризисом уже в следующем году. Сейчас объем деривативов почти в два раза больше, чем он был накануне 2008 года. При этом кризис начинался в основном с кризиса деривативов в США, связанного в том числе с ипотечными облигациями.
Основная масса теневой экономики приходится на США (23 триллиона долларов) и на Великобританию (9 триллионов долларов). На прочие страны приходится 13 триллионов долларов. Эти цифры показывают, что объем теневой экономики достаточно высок именно в тех странах, в которых, как считается, наиболее хорошо регулируется движение капитала. В России объем теневого бизнеса оценивается в 380-440 миллиардов долларов.
Офшоризация приводит к стагнации российской экономики и к ее структурному кризису. Выйти из этого кризиса достаточно сложно. Капитал бежит из России из-за неблагоприятных условий для деятельности иностранного бизнеса. Страна занимает одно из первых мест по уровню коррупции. Какие бы меры ни принимались, реальной борьбы с коррупцией практически нет, что неудивительно, учитывая, что сами коррупционеры бороться с коррупцией не могут. В России с начала экономических реформ сохраняется галопирующая инфляция. Отсутствует надежное законодательство, уровень налогообложения слишком высок. Всем прекрасно известно, как сложно малому и среднему бизнесу выживать в России при значительных моральных издержках, рисках, постоянно меняющемся законодательстве и криминальных структурах, которые пытаются крышевать и отжимать бизнес. Естественно, что в таких условиях будут возникать офшоры.
В этом году отток капитала из России высок – он оценивается в 128 миллиардов долларов. На следующие годы дается более оптимистичный прогноз, но реальных фундаментальных факторов, которые могут повлиять на сокращение оттока, не существует. Тема становится актуальнее из-за роста риска снижения доходов федерального бюджета и усиления общественного неприятия «офшорной аристократии», получающей основные доходы в России и вывозящей свои капиталы за рубеж.
До принятия закона о контролируемых иностранных компаниях были приняты другие меры, направленные на деофшоризацию: изменения в Уголовном кодексе в 2011 году и национальный план по деофшоризации экономики в 2014 году.
Для решения проблемы офшоров прежде всего необходимо кардинальное улучшение условий ведения бизнеса. В майских указах Президента была поставлена задача поднять Россию в рейтинге Doing Business со 120 на 20 место к 2018 году. Но для смены менталитета ведения бизнеса нужно много времени. Также требуется пересмотр соглашений по избежанию двойного налогообложения. Эта практика была когда-то эффективной, но из-за изменения мировой обстановки и расширения использования офшорных юрисдикций она требует трансформации. Многие парламентарии считают, что необходимо провести налоговую и финансовую амнистию. Однако важным фактором налоговой амнистии является доверие между государством и гражданином. Если такого доверия нет, а основная цель – пополнение госбюджета, амнистия обречена на неудачу. При этом в условиях международных санкций она была бы полезна.
Деофшоризация нужна для улучшения общего инвестиционного климата. Любое законодательное принуждение хуже, чем создание условий для принятия самостоятельных решений. «Если бы у нас было легкое законодательство по бизнесу, если бы регулятор понимал задачи бизнеса и вел грамотную денежно-кредитную политику, которая бы стимулировала деньги, а не зажимала предпринимателей, не приводила бы к спекуляциям, никакие офшоры в таком масштабе были бы не нужны», – резюмировал Андрианов.
1Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций».
2Mail.ru Group выводит из офшоров «ВКонтакте» и «Одноклассники» // Федеральная Антимонопольная Служба. 24.11.2014. http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_39711.html.
3Проект Федерального закона № 599584-6 О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в части усиления ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов» был принят в первом чтении Государственной Думой 21 ноября (внесен членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным и др.).
4 Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».