Налоговый маневр-2014: взгляд бизнеса и власти
08, Декабря 2014
26 – 28 ноября 2014 г. в Москве состоялся Х Всероссийский налоговый форум Торгово-промышленной палаты РФ. Программа юбилейного Форума оказалась насыщенной, но это и неудивительно. 2014 год богат налоговыми новеллами.
Как заметил президент ТПП РФ С.Н. Катырин, налоговая система России совершила налоговый маневр. Вместе с тем, принятие отдельных законов в ускоренном порядке, когда в законопроект, рассматриваемый Госдумой, ко второму чтению вносятся кардинальные изменения, недопустимо. Не только законопроекты Правительства РФ, но и депутатов Госдумы и других субъектов законотворчества должны подвергаться оценке регулирующего воздействия.
В целях стабилизации налоговой системы необходимо рассмотреть возможность придания НК РФ статуса федерального конституционного закона, когда принятие поправок возможно не простым, а квалифицированным числом голосов депутатов Госдумы – предложил С.Н. Катырин.
Проведенный ТПП РФ опрос представителей бизнеса – российских и международных компаний различных сфер деятельности (энергетика, нефть и газ, оказание услуг, продажи и др.)1 – показал, что увеличение налоговой нагрузки крайне негативно отразится на инвестиционном климате в России.


Важно, чтобы планируемые изменения налогового законодательства изначально указывались в основных направлениях налоговой политики на предстоящие годы – сделал вывод выступающий.
Депутат Госдумы (фракция «Справедливая Россия»), член Комитета по бюджету и налогам Д.В. Ушаков раскритиковал принятые в 2014 году налоговые закона. В отношении торгового сбора он заметил, что это, по сути, налог, но взимаемый без учета результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика. Предусмотренное введение сбора только в трех городах России говорит о нарушении принципа дискриминации по субъекту, а его введение только для торговой деятельности – о дискриминации по видам деятельности. Но если торговый сбор – это «кнут», то что – «пряник»? По мнению докладчика, это может быть льгота по налогу на имущество, который с 2015 года будет взиматься с кадастровой стоимости.
Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» С.Г. Пепеляев продолжил обсуждение принятых в текущем году законов о фискальных платежах, а их, по подсчетам, выступающего, около 10% общего числа законов.
В этом году Налоговому кодексу РФ - 15 лет, за все время его существования принято 336 законов, которыми внесены многочисленные поправки в Кодекс2. Больной вопрос: как принимаются эти законы. Согласно неофициальному исследованию сотрудников Конституционного Суда РФ все признанные неконституционными нормы законов появились на стадии второго чтения законопроекта в Госдуме. «Налоговое законодательство принимается в режиме спецоперации» - сказал выступающий, но Госдума – это не только законодательный, но и представительный орган власти. КС РФ еще предстоит высказаться о том, как должны приниматься законы. По мнению С.Г. Пепеляева, есть основания для оспаривания в КС РФ законов, которыми введены торговый сбор и повышены акцизы на табак, поскольку нарушены нормы Конституции РФ и Регламента Госдумы о порядке принятия федерального закона.
Докладчик предложил подумать о конституционной реформе в части порядка принятия налоговых законов3, оставив только за Правительством РФ законодательную инициативу, как это существует в мире. Задача парламента – одобрить или не одобрить предложения правительства.
Руководитель ФНС России М.В. Мишустин, участвовавший в работе Форума, привел статистические данные (январь-октябрь 2014 г.), которые свидетельствуют о росте налоговых поступлений в бюджет, особо выделив рост по НДС и налогу на прибыль организаций.
Он подчеркнул, что Служба отказалась от плановых показателей по налоговым проверкам. Теперь применяется риск-анализа, который уже в два раза позволил сократить количество проверок, при этом обеспечив рост их эффективности. В настоящее время проверяется 9 из 1000 налогоплательщиков (охват компаний – 0,9%), раньше - каждый десятый. По отношению к добросовестным налогоплательщикам Служба не делает акцента на фискальных методах администрирования. Цель – упростить процедуры и предоставить сервисные услуги.


Такой подход налоговых органов позволил уменьшить количество налоговых споров в судах - за четыре года их количество снизилось в 1,5 раза. Положительный эффект дает и система досудебного урегулирования налогового спора – любое решение и действие налогового органа можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган.
С 2015 года декларации по НДС будут готовиться только в электронном виде - это позволит упростить отчетность и бороться с незаконными налоговыми схемами. Новые правила позволят налогоплательщикам, у которых «все в порядке» с отчетностью, быстрее получать возмещение налога без банковской гарантии.
С 2015 года в налоговые правоотношения вводится новый институт налогового мониторинга. С 1 июля 2015 года придается официальный статус «Личному кабинету налогоплательщика» - для юридических и физических лиц, что позволяет налогоплательщикам избегать личного контакта с сотрудниками налоговых органов. В I-II кв. 2015 года в опытную эксплуатацию планируется внедрение «Личного кабинета индивидуального предпринимателя».
Глава налоговой службы остановился и на актуальной теме международного налогообложения и администрирования. С целью деофшоризации экономики принят Закон о налогообложении прибыли контролирующих иностранных компаний (КИК)4. Очевидно, что у бизнеса будет много вопросов по применению новых правил, Служба готова их обсуждать. Выступающий выразил уверенность, что к 2016-2017 гг., когда Закон начнет активно применяться, появятся соответствующие разъяснения Минфина России.
Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам5 – это серьезный рычаг для налоговой службы. ФНС России ведет постоянную работу по развитию самообслуживания налогоплательщиков посредством увеличения количества электронных сервисов. Хотелось бы, чтобы у бизнеса было понимание: Россия пытается защитить российский бизнес от внешних факторов – подчеркнул М.В. Мишустин.
Директор Департамента налогового администрирования Корпоративного центра ОАО «МТС» Д.А. Корнев рассказал об участии компании в пилотном проекте ФНС России по введению горизонтального мониторинга.
Уже никто не спорит о наблюдающемся стремлении налоговых органов к прозрачности, но что это такое, какой путь выбрать? По мнению докладчика, новые налоговые декларации по НДС – это перевод всей отчетности налогоплательщика по этому налогу в электронный вид с доступом налоговых органов к ней, а это означает тотальный контроль. Но есть и альтернативный подход. В Европе предусмотрена система самоконтроля налогоплательщика, которой доверяет налоговый орган. Такой подход существенно сокращает затраты на администрирование. Именно развитие института налогового мониторинга даст ответ на вопрос, «по какому пути пойти».
Аудитор Счетной Палаты РФ С.И. Штогрин рассказал о проводимом анализе действующих налоговых льгот. Налог на прибыль и налог на имущество – это основные инструменты налогового стимулирования бизнеса в регионах. Субъекты РФ ими активно пользуются, поэтому и суммы выпадающих доходов бюджетов серьезные – заметил выступающий.
С 2014 года действует Закон о стимулировании инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Восточной Сибири6. При этом анализ функционирования ОЭЗ в Магаданской области показал, что экономическая ситуация там хуже, что в целом на Дальнем Востоке. Поэтому одних налоговых льгот недостаточно, нужен комплексный подход для повышения эффективности бизнеса – заключил он.
Традиционно на Пленарном заседании, завершающем работу Налогового форума, модераторы обсуждений на круглых столах рассказали о результатах работы своей секции7.
Темы обсуждения на круглых столах:
- деофшоризация, основные направления налоговой политики до 2017 года,
- тонкости и недостатки правил недостаточной капитализации,
- применение в России и Германии российско-германского соглашения об избежании двойного налогообложения,
- трансфертное ценообразование,
- налоговая ответственность директоров,
- практика рассмотрения налоговых споров в 2014 году,
- актуальные вопросы косвенного налогообложения,
- электронный документооборот,
- региональная налоговая политика: проблемы и перспективы,
- поддержка малого бизнеса в современной налоговой системе.
- деофшоризация, основные направления налоговой политики до 2017 года,
- тонкости и недостатки правил недостаточной капитализации,
- применение в России и Германии российско-германского соглашения об избежании двойного налогообложения,
- трансфертное ценообразование,
- налоговая ответственность директоров,
- практика рассмотрения налоговых споров в 2014 году,
- актуальные вопросы косвенного налогообложения,
- электронный документооборот,
- региональная налоговая политика: проблемы и перспективы,
- поддержка малого бизнеса в современной налоговой системе.
По итогам работы Форума готовятся рекомендации, которые направляются в Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Администрацию Президента РФ, высшие судебные органы.
1 В опросе приняло участие более 300 компаний, см. диаграммы.
2 Подробнее см. http://nalogoved.ru/art/1732.
3 Подробнее см. http://nalogoved.ru/art/1852.
4 Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций).
5 Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам».
6 Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации».
7 Участники круглого стола согласились с тем, что вопрос применения этой статьи встает особо остро в связи с нестабильностью валютных курсов и сложностью финансирования инвестпроектов. Представитель Минфина России согласился с наличием проблемы и сообщил, что 2015 год министерство посвятит анализу этого вопроса. Обсуждение статьи 269 НК РФ о тонкой капитализации читайте в одном из ближайших номеров «Налоговеда».