Розница рискует остаться без вычета
«Ведомости» рассказывают, что отбившись два года назад от уплаты НДС с премий от поставщиков за перевыполнение плана закупок, ретейлеры столкнулись с тем, что налоговые органы требуют сократить вычеты на эти бонусы. ФНС России трактовала премии как доходы торговой сети от оказания поставщикам услуг по продаже товара, но в 2012 г. юристы «Леруа Мерлен» убедили суд, что никаких услуг поставщикам сеть не оказывает. Теперь же в споре с Castorama, который оспаривал доначисление ему 92,9 млн руб. по итогам выездной налоговой проверки за 2009-2010 гг., кассационная инстанция, а потом и Верховный Суд РФ поддержали позицию налоговой службы: когда поставщик дает ретейлеру премию или скидку, «фактически происходит снижение стоимости товара», поэтому последний обязан был уменьшить ранее заявленный вычет (по закону розничная сеть вправе возместить расходы на уплату НДС, заложенного в цену приобретенного ею у поставщика товара, путем зачета НДС, начисленного на розничную цену этого товара в ее магазинах). В 2013 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым премии поставщиков не уменьшают стоимость товаров, если только это не предусмотрено договором, отмечают юристы: «Предполагалось, что отсутствие в договоре условия о пересмотре стоимости товара должно исключать подобные претензии. Теперь очевидно, что это налогоплательщиков не спасает». С аналогичными претензиями могут столкнуться и другие торговые компании, «а с учетом позиции, которую заняла высшая судебная инстанция, это может стать большой проблемой для торговых сетей», рассказывают эксперты. Такое же решение и в тот же самый день Верховный Суд РФ вынес по иску компании «Алтайоптфарм». Там налоговики выявили «завышение суммы налоговых вычетов, исчисленных без учета финансовых премий» от поставщика – компании «Алтайвитамины». ВС РФ указывает: суды были правы, не удовлетворившись ссылками на отсутствие в договорах пункта о снижении стоимости товара за счет премий. Общерыночная практика – прописывать в договорах поставки, что премии поставщиков не снижают цену товара, говорят участники рынка: такая оговорка защищает компании от налоговых претензий. Если вся розница будет снижать сумму налогового вычета по НДС на скидку от поставщиков, то крупные сети могут вовсе лишиться вычета, недоумевает представитель бизнеса. (С. 11)