Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые маневры 2014

06, Октября 2014
С таким названием 26 сентября 2014 в Москве прошла бизнес-конференция РБК.
 
Обсуждение было разделено на два блока – налоговая политика и налоговая практика. 
 
Начав с открытого обсуждения экономической политики России в области налогов, участники проанализировали предлагаемые инициативы – повлекут ли они повышение налоговой нагрузки, усилится ли налоговый контроль?    
 
Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп» и модератор этой сессии, назвал текущий год урожайным на налоги, несмотря на все заверения властей, что до 2018 года налоги повышаться не будут. 
 
Можно наблюдать постепенное повышение налогового бремени – отменяются налоговые льготы по ряду налогов, изменяются параметры налоговой базы, например, по налогу на имущество вместо балансовой или инвентаризационной учитывается кадастровая стоимость объекта. Вводятся различные обязательные платежи - по сути налоговые. Обсуждается идея принудительной переоценки самортизированных основных средств. Из последних предложений – введение региональных целевых сборов за право осуществления определенных видов деятельности. При этом снижается внимание к правовой стороне вопроса – разве право на предпринимательскую деятельность не принадлежит человеку от рождения – заявил выступающий и предложил участникам высказаться.
 
Для обсуждения он также предложил вопросы налогового администрирования, стало ли оно по-настоящему комфортным для налогоплательщиков, как ставила себе в задачи Федеральная налоговая служба? 
 
По мнению С. Пепеляева, пока благие намерения нивелируются такими негативными моментами, как расширение формы декларации по НДС, недостаточно высоким уровнем делопроизводства в налоговых органах и т.п. К тому же обсуждается идея обязать аудиторов раскрывать информацию о клиентах налоговым органам. Предложенный законопроект о налоговом консультировании повлечет полный контроль этой профессии со стороны налоговой службы. Не радуют и последние инициативы СКР. Принятый Госдумой во втором чтении законопроект о возвращении «старого» порядка возбуждения уголовных дел1
 
Решение государства об упразднении ВАС РФ пока не дает ответ на вопрос о том, как будет развиваться судебная практика. Уже замечено, что суды на местах стали чаще разрешать спорные вопросы налогового права в пользу государства. Судам порой становится достаточно заявления налогового органа о репатриации прибыли в пользу иностранных инвесторов.
 
Из видеоинтервью с А. Кудриным, председателем Комитета гражданских инициатив, экс-министром финансов РФ

Накопленный объем обязательств государства неизбежно приведет к повышению налогов. Пока власти решили повременить с этим, но через год вопрос встанет вновь. 

Нужно снижать государственные расходы. Есть способы повышения эффективности социальных выплат, но надо понимать, что результат наступит не сиюминутно. Можно уменьшить расходы бюджета на поддержку убыточных госпредприятий.

Не стоит всерьез ожидать новых доходов бюджета, что-то появится в результате предпринимаемых государством мер по выходу бизнеса из тени, по деофшоризации, но это будет несущественный доход.
 
 
Оценку состояния российского бюджета, предложенную Алексеем Кудриным, подтвердила Наталья Акиндинова, директор Центра развития Высшей школы экономики: наблюдается дефицит бюджета в краткосрочной перспективе, на фоне которого вопрос повышения налоговой нагрузки встает объективно. Пока, оценив эффект от повышения ставок таких налогов, как НДФЛ, НДС и налог с продаж, удалось отложить решение этого вопроса. 
 
Проведенное Центром исследование показало, что повышение ставок названных налогов даже на один пункт и введение налога с продаж, как предлагалось со ставкой 1-3%, ведет к потере ВВП, повышению инфляции, снижению уровня доходов населения, хотя бюджеты, в первую очередь региональные, получать небольшой доход.
 
Кроме того налог с продаж не позволяет решить существующие проблемы регионов, большие поступления от него можно было ожидать только в крупных городах, в остальном он создает проблемы с администрированием.
 
По мнению выступающей, наименее вредным было бы повышение НДФЛ, доходы от которого поступают в бюджеты субъектов РФ, что позволило бы решить имеющиеся проблемы. При этом вопрос повышения заработной платы остался бы за работодателями.
С. Пепеляев: «Какой способ повышения доходов бюджета возможен в текущей ситуации?»
Н. Корниенко - повышение качества налогового администрирования, внедрение эффективного контроля за расходами. 
Н. Акиндинова - постепенный перенос высокой социальной нагрузки с государства на самих граждан. 
М. Хвалибов – вовлечение теневого сектора экономики в легальную сферу, но не путем карательных мер. 
Д. Фадеев - повышение в целом правовой культуры бизнеса и граждан.
 
 
Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, солидарна с коллегой – «Институт традиционно выступает против налога с продаж». Но, как оказалось, среди научных школ есть и сторонники этой идеи, например Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, поэтому не исключено, что на следующий год или через год предложение о введении налога с продаж вновь будет обсуждаться государственными органами, ответственными за финансовую и налоговую политику.
Мария Глухова, управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей, назвала предложение о введении новых местных сборов «опасной вещью». Непонятно, о каких сборах идет речь: если о разовых, то почему они появляются при наличии лицензирования; если же о регулярных, к примеру, ежегодных, то такие сборы становятся похожими на налог с продаж.
 
Докладчик также напомнила и прокомментировала другие принятые решения, повышающие налоговую нагрузку: индексация ставок водного налога, которая коснется небольшого сегмента бизнеса, но существенно; повышение ставки налога на дивиденды (с 9 до 13%) по налогу на прибыль и НДФЛ, что выглядит странно на фоне призывов государства вернуть бизнес в Россию и неразвитости фондового рынка; рост страховых платежей из-за снятия верхнего порога для их начисления, что в первую очередь затронет компании, у которых большую долю расходов составляет фонд оплаты труда. Все эти решения в итоге скажутся на инвестициях, зарплате и других социальных гарантиях сотрудников.
 
М. Глухова посетовала на то, что практически ничего из Основных направлений налоговой политики на ближайшие три года - программного для налогового законодательства документа не оформилось в законопроекты. 
 
Сергей Пепеляев в ответ напомнил о практике некоторых стран, в которых любые налоговые инициативы могут быть зафиксированы только в одном документе - законе о бюджете на следующий год. «Может быть стоит придать законный статус Основным направлениям налоговой политики?» - предложил он. 
 
Анастасия Алехнович, координатор общественных омбудсменов аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, на «цифрах» показала, что малый и средний бизнес в России пока не стал источником роста для экономики – его вклад в экономику России в 3-4 раза ниже, чем в других странах. Консолидированная прибыль малого и среднего бизнеса (МСБ) сопоставима с прибылью одной из крупнейших компаний ОАО «Газпром». В МСБ работает около 20% занятого населения, что значительно меньше, чем в большинстве развитых и даже развивающихся стран.  
 
Выступающая перечислила цели реформы в этой сфере - стимулирование развития МСБ и роста производительности труда, повышение заинтересованности местной власти в развитии МСБ, недопущение снижения доходов бюджетов всех уровней. А также назвала налоговые решения для реализации этих целей.
 
Максим Хвалибов, руководитель налогового направления Alcoa, посмотрел на ситуацию «глазами» крупного бизнеса, для которого, как он отметил, важна объективность судов и налоговых органов. Бизнес ждет принятия закона о горизонтальном мониторинге – этот институт эффективно действует во многих странах, стал внедряться и в России.
 
В целом наблюдается позитивная практика налоговых органов в регионах, но в последнее время в актах налоговых проверок стали появляться заключения о «незаконном выводе денежных средств за рубеж». Вслед за налоговыми органами эту «фразу» переносят в свои решения суды.
 
 
С. Пепеляев: «Какой практический совет бизнесу вы бы дали: как готовиться к 2015 году, чего ждать?»

Н. Акиндинова
- в ситуации нестабильности создавать резервы, экономить, сокращать долги и инвестиции. Но действовать при этом рационально.

Н. Корниенко
– объединять усилия и сообща через открытые трибуны обращать внимание властей на проблемы.

М. Глухов
а - учесть опыт тех компаний, которые во время прошлого экономического кризиса продолжили выборочное инвестирование и после кризиса от этого выиграли.

Д. Фадеев
- оптимизировать расходы, не заниматься агрессивным налоговым планированием.
 
 
Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» и модератор сессии по вопросам налоговой практики, предложил выслушать мнения экспертов и попытаться найти компромиссы.
 
С. Геворков, руководитель налогового  департамента ЗАО «Комплексные энергетические системы», проанализировал последние данные ФНС России о налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Они свидетельствуют, что доходы бюджета за 8 месяцев 2014 года выросли более чем на 1 трл руб. Чем же обеспечен рост доходов? В отчете ФНС России указано на увеличение ставок НДПИ и акцизов, ускорение инфляции, рост ВВП и повышение эффективности налогового администрирования (принесло бюджету 280 млрд руб.)
Интересно посмотреть, на чем основан вывод о повышении качества налогового администрирования – это эффективная организация работы по рассмотрению жалоб, упрощение процедуры госрегистрации, отмена обязанности уведомлять налоговые органы об открытии банковского счета, отмена требования об оплате 50% уставного капитала до регистрации компании. Не стоит забывать и об интернет-сервисах, которые внедряет Служба.
 
Предпринимаемые меры повышения доходов бюджета стоит сравнить с заявленными государством и фактически внедренными мерами налогового стимулирования бизнеса – заметил выступающий. 
 
Отменен ряд налоговых льгот (ускоренная амортизация по ряду объектов, единовременное списание капитальных расходов на мобподготовку и др.), при этом налоговые органы пытаются использовать новые правила ретроспективно. Практически ограничена возможность применения льготы для объектов основных средств с высокой энергоэффективностью (предусмотрены высокие показатели), а также освобождения движимого имущества от налога на имущество (нет четких правил разграничения движимого и недвижимого имущества).
 
Введенный в налоговое законодательство институт консолидированной группы налогоплательщиков, безусловно, положительное решение для бизнеса,  но он доступен лишь для ограниченного числа налогоплательщиков. Ускоренное возмещение НДС - также дорогая для многих опция. Предстоящие изменения налогового законодательства вряд ли позволяют говорить о снижении налоговой нагрузки – подчеркнул в заключение С. Геворков.
 
Далее участник обсудили важные для бизнеса законопроекты. 
 
Антиофшорный законопроект Минфина России проанализировал Рустем Ахметшин2, старший партнер «Пепеляев Групп», канд.юрид.наук, предложив для обсуждения заложенные в законопроекте признаки налогового резидентства, тонкую капитализацию и понятие бенефициарного собственника. Он также обратил внимание на имеющиеся в законопроекте «интересные мелочи», которые не все заметили – исчезает, например, льгота по безвозмездной передаче средств из одной взаимозависимой компании в другую. 
Сама идея законопроекта – смелая и заслуживает уважения, предпринятая попытка регулирования – это огромный шаг вперед. Но в условиях отсутствия должного уровня компетентности соответствующий государственных органов следует ожидать произвола и субъективного применения новых правил – резюмировал докладчик.    
 
Кирилл Рубальский, старший юрист российской практики в области налогообложения и таможенного права Dentons, рассказал о законопроекте3, вводящем в налоговое законодательство понятия «злоупотребление правом» и «должная осмотрительность». Разработчики оперируют общими, размытыми понятиями, не соответствует международным стандартам GAAR и принципу правовой определенности. Его принятие приведет лишь к большему количеству налоговых споров, что не соответствует поставленной государством задачи снижения споров.   
 
В Госдуму поступил законопроект о введении в статью 199 УК РФ новых квалифицирующих признаков4  уклонения от уплаты налогов с использованием юридических лиц, созданных через подставных лиц, и с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний и контролируемых сделок. Зачем вводить такие признаки, если в действующей редакции статьи есть признак «группа лиц по предварительному сговору» - задался вопросом выступающий.
 
О президентском законопроекте о возврате старого порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, рассказал Вадим Зарипов. Предложено включить новые нормы в ст. 144 УПК РФ: до возбуждения уголовного дела в течение 15 суток вышестоящий налоговый орган должен дать заключение по поступившим от следователя материалам. Очевидно, что вышестоящему налогового органу нет интереса в выдаче таких заключений, обязанности их составлять не предусмотрено, да и времени для них мало – сделал вывод выступающий. Кроме того, даже если заключение налогового органа не поступило, следователь вправе принять самостоятельное решение о возбуждении уголовного дела. 

1  Законопроект № № 357559-6, инициатор – Президент РФ.
2 См. также Р.А. Ахметшин, Т.А. Павлюкова, «Налогообложение международных структур: комментарии законопроекта Минфина России, или Что год грядущий нам готовит?». Налоговед. 2014. № 10. 
3  Законопроект № 529775-6, инициаторы – депутаты Госдумы ФС РФ.
4  Законопроект № 599584-6, инициаторы – члены Совета Федерации ФС РФ.