Конференция «Трансфертное ценообразование»
16, Апреля 2014
Событие: Конференция «Трансфертное ценообразование»
Дата: 3-4 апреля
Место: г. Москва
Рэдиссон Блу Белорусская
Организаторы: Regent Capital Communications
Участники: представители компаний металлургической, нефтегазовой, и телекоммуникационной отраслей, производственных предприятий и автомобилестроения, юристы.
Дата: 3-4 апреля
Место: г. Москва
Рэдиссон Блу Белорусская
Организаторы: Regent Capital Communications
Участники: представители компаний металлургической, нефтегазовой, и телекоммуникационной отраслей, производственных предприятий и автомобилестроения, юристы.
Открывая конференцию, начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, канд. экон. наук Надежда Кузьмина рассказала о результатах работы по разъяснению законодательства в области трансфертного ценообразования. Из общего количества вопросов, поступивших в Минфин России от налогоплательщиков, 46,5% связаны с методом признания сделок контролируемыми, в том числе: 36,5 % – с порядком определения суммовых критериев; 10% – с порядком признания лиц взаимозависимыми. В 20% случаев затрагивались вопросы, связанные с применением методов ценообразования при определении доходов для целей налогообложения; 9% вопросов относятся к порядку представления уведомлений о контролируемых сделках, их заполнению и ответственности за непредставление.
Снять возникающие вопросы призваны выпущенные письма Минфина России в адрес ФНС России. Так, например, в письме Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535 перечислены:
- определение фактической доли косвенного участия в контролируемых сделках;
- определение суммовых критериев (специфика банковского сектора);
- особенности использования информации при расчете интервала рыночных цен.
Также в письменных разъяснениях были расставлены акценты на вексельных сделках, займах, кредитах, для этого была создана специальная рабочая группа. ФНС России также выпустила письма по банковским операциям.
Докладчик обратила особенное внимание на последние законодательные изменения. Так, Федеральным законом от 30.09.2013 № 268-ФЗ сделки между налогоплательщиками, совершаемые при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении были выведены из перечня контролируемых, а Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ выведены из под контроля межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).
Представитель Минфина России также обратила внимание на то, что в Налоговом кодексе РФ существует несостыковка – есть определение понятия «однородные сделки», однако понятие «группа однородных сделок» не уточнено. В связи с этим в письме Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 дается соответствующее разъяснение. Минфином России делается акцент на 4-х аспектах. При включении сделок в «группу однородных сделок» необходимо, чтобы по анализируемым сделкам совпадали:
1. Выполняемые стороной анализируемой сделки функции.
2. Метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.
3. Выбранный показатель рентабельности по деятельности, осуществляемой лицом в анализируемой сделке.
4. Фактические показатели рентабельности сопоставимых организаций, определенные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с пунктом 1 статьи 105.8 НК РФ (с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных ОКВЭД, или международными или иными классификаторами), или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами.
При объединении сделок в группы по перечисленным в письме параметрам налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень сделок, входящих в такую группу, руководствуясь при этом принципом полноты и достоверности сопоставимых параметров. Отражение в уведомлении соответствующей информации в изложенном порядке является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и осуществляется по его выбору. Особенно было подчеркнуто, что по группе однородных сделок метод сопоставимых рыночных цен неприменим. Налоговый кодекс РФ разрешает применять для определения цены в сделках по группе однородных, начиная со II-го метода.
После выхода письма в Минфин России стали поступать вопросы. Минфин России сделал глубокий анализ по декларированию контролируемых сделок. Был рассмотрен и международный опыт (в том числе и стран ОЭСР):
• по типу сделок – Австралия, Венесуэла, Вьетнам, Дания, Египет, Канада, США, Новая Зеландия, Финляндия, Китай, Япония;
• по контрагентам – Венесуэла, Вьетнам, Египет, Канада, Китай, США, Уругвай, Япония;
• по предмету сделок – только Россия.
По финансовому показателю:
ROI – Финляндия
EBIТ – Новая Зеландия, Финляндия, Япония;
Дебиторская задолженность – Вьтнам, Канада, Малазия, Норвегия, США, Финляндия
Кредиторская задолженность (торговые займы) – Вьетнам, Канада, Малазия, Норвегия, США, Финляндия.
Долгосрочные кредиты и займы – Австралия, Вьетнам, Дания, Египет, Канада, Китай, Малазия, Норвегия, США, Финляндия, Япония.
Краткосрочные кредиты и займы – Австралия, Вьетнам, Дания, Египет, Канада, Китай, Малазия, США, Финляндия, Япония.
Представитель Минфина России также рассказала о планируемых изменениях в главу V.1 НК РФ. На портале regulation.gov для общественного обсуждения размещен подготовленный Минфином России законопроект о симметричных корректировках. Положениями законопроекта планируются улучшение положения налогоплательщика и его контрагента. Контрагент налогоплательщика в случае добровольной корректировки будет иметь возможность также провести добровольную корректировку.
Минфин России также проверяет жизнеспособность правил ТЦО. Так, на встрече G8 и руководства ОЭСР страны-участницы пришли к выводу, что ТЦО необходимо, однако Руководство ОЭСР по правилам трансфертного ценообразования для транснациональных компаний нуждается в доработке.
Были выделены следующие направления для предстоящей работы:
1. Различия в национальных законодательствах в отношении налогообложения прибыли организаций и инструментов.
2. Применение концепций международных договоров в отношении прибыли, получаемой от продажи цифровых товаров и услуг.
3. ТЦО в отношении перевода НМА, искусственное разделение прав собственности на активы.
4. Проблемы с эффективностью общих правил по противодействию уклонению от уплаты налогов, правил в отношении контролируемых иностранных компаний, правил недостаточной капитализации и противодействии злоупотреблению договорами об избежании двойного налогообложения.
Надежда Кузьмина также рассказала о выработке подхода master-файл (обмен информацией между налоговыми органами по трансграничным сделкам). В частности, предусматривается, что информация о налогоплательщике может быть передана в другой налоговый орган. Этот вопрос обсуждается в связи с планом BEPS'. Одной из тенденции является стремление к открытости и прозрачности. Эта тенденция также будет поводом к соответствующим изменениям Минфина России в раздел V.1 НК РФ.
Проверка показала, что самым распространенным методом стал IV-метод. Это связано с тем, что информацию для формирования I-го (приоритетного) метода зачастую бывает трудно найти. Представителю министерства также были заданы вопросы о том, считает ли Минфин России возможным легализовать Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию и насколько это применимо для России. Надежда Кузьмина отметила, что сейчас министерством ведется кропотливая работа по переводу – в стадии окончательного перевода последняя глава Руководства. Все правила ОЭСР к ТЦО министерство применить не может, так как Россия пока не вступила в ОЭСР. Тем не менее при трансграничных сделках налогоплательщик может применять Руководство ОЭСР. Также было отмечено, что несмотря на существующие принципы ООН по ТЦО, Минфином России были взяты за основу Руководство ОЭСР.
Заместитель начальника отдела методологии и анализа ценообразования Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Леонид Петров рассказал о первых результатах «уведомительной» кампании по ТЦО.
Кампания по сдаче налоговых уведомлений по контролируемым сделкам за 2012 год прошла в целом успешно. ФНС России было получено порядка 5 000 уведомлений.
Первая часть уведомлений поступила 20-го ноября, часть – 21-го ноября 2013 г. Большая часть уведомлений поступила в электронном виде, только 2% уведомлений поступило в бумажном виде. По прошлому году около 4,5% уведомлений было подано позже срока. Одной из основных причин стало то, что поля, обязательные для заполнения, не были заполнены. Такие уведомления вернулись обратно как ошибочно заполненные. В случае направления протокола об отказе в получении уведомления такое уведомление считается принятым с задержкой сроков. На таких налогоплательщиков наложен штраф. Также причиной может быть то, что вторая сторона сделки не направила уведомление.
Территориальный налоговый орган ведет активную работу, в частности, направляет запросы в связи с тем, что налогоплательщик некорректно заполнил поля в уведомлении.
Также докладчик отметил, что Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ внесены изменения в статью 105.14 НК РФ: из контролируемых сделок были исключены сделки по военно-техническому сотрудничеству.
ФНС России анализирует сведения, которые поступают. 30 августа 2012 г. ФНС России выпустила разъяснение ОА-4-13/14433@ о составе документации, подготовленное в соответствии с международной практикой. Эти разъяснения носят рекомендательный характер, санкций для налогоплательщиков не предусмотрено. Налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить перечень, провести функциональный анализ.
После назначения проверки налогоплательщик должен предоставить соответствующую документацию. Другая сторона также может быть проверена на предмет того, насколько корректно применена налогоплательщиком методика для формирования цены.
ФНС России выпустила несколько соответствующих писем: по ценным бумагам, финансовым инструментам, о порядке проведения симметричных корректировок по итогам проверок.
Докладчик также рассказал, что ФНС России готовит документ по определению критериев риска в сделках по ТЦО. Сейчас документ проходит внутреннее согласование. В документе определены общие подходы ФНС России. Также учитывалась международная практика при сопоставлении сделок, которые могут приниматься во внимание при назначении проверок. Основная цель документа – раскрытие единых подходов, которые могут использоваться ФНС России при назначении проверок. Выделены группы факторов, выявляющие повышенные риски в сделках:
- Значительное количество сделок налогоплательщика осуществляется с различными юрисдикциями (офшорами).
- Зафиксировано существенное снижение выручки по сравнению с показателями налогоплательщика в прошлых периодах.
- Существенно увеличена выручка и рентабельность налогоплательщика в других юрисдикциях (перераспределение прибыли в пользу офшора).
- Получение убытка за пользование НМА, займами и пр.
- Высокие внереализационные расходы по займам и НМА.
- Наличие признаков недобросовестности у контрагента налогоплательщика.
- Доказанное ранее участие в схемах. Несоблюдение принципа должной осмотрительности в сделках с контрагентами, которые находятся в тени.
- Сделки, выявленные налоговыми органами в ходе камеральных или выездных проверок (умышленное или неумышленное непредставление информации о контролируемых сделках).
Л. Петров особо подчеркнул, что будет учитываться все критерии в совокупности. Также особое внимание будет уделяться ряду условий, которые могут свидетельствовать о более высоких рисках, например:
• Отсутствие информации о контрагенте в открытых источниках / базах / системах (нет сайта, адреса и др.).
• Оборот товаров биржевой торговли. В данном случае увеличиваются риски для манипулирования ценами.
• Сделки по слиянию и поглощению (M&A).
• Снятие и постановка на учет в связи с изменением адреса учета без объективных обстоятельств.
• Несоответствие количества сотрудников в заявленной отчетности.
• Непредставление налогоплательщиком сведений о контрагенте.
Также докладчику были заданы вопросы насчет формы уведомлений по группировке сделок. ФНС России придерживается позиции, что необходимо полное раскрытие сделок (в споре с Минфином России). ФНС России готова защищать свою позицию в суде. ФНС России считает необходимы трактовать каждую операцию исходя из ее экономической сущности. Будет рассматриваться каждый случай конкретно (ситуация на рынке, сезонность).
О налоговых аспектах порядка расчета операционной рентабельности отдельных видов контролируемой деятельности организации рассказал руководитель службы налогообложении компании «Автофрамос» Григорий Елистратов. Компания без пяти минут «Рено Россия», отметил докладчик. Будучи структурой представительства, компания была вынуждена решать вопросы по анализу аудита, в частности вопросы по определению рентабельности той или иной сделки с учетом того, что применяется МСФО.
Компания в текущей деятельность опирается на Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). Основной подход выделения сегментов – по типу продукции. Расходы, относящиеся к двум или более сегментам, подлежат обоснованному распределению по сегментам. При этом выбранный порядок должен быть экономически обоснованным и применяться последовательно на протяжении довольно долгого периода.
Cегмент – это обособление информации о части деятельности организации: которая способна приносить экономические выгоды и предполагающие в связи с этим расходы; результаты которой анализируются лицами, наделенными полномочиями по принятию решений; по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.
Принципы оценки показателей отчетных сегментов, заложенных в ПБУ 12/2010:
- Оценка финансовых показателей сегмента приводится в виде, используемом для принятия управленческих решений (приоритет удовлетворения внутренних потребностей организации при разработке методов расчета).
- Расходы, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между сегментами.
- Последовательность применения основ распределения показателей между отчетными сегментами.
- Максимально возможная приближенность правил оценки показателей сегмента к правилам составления отчетности по организации, заложенным в законодательстве РФ.
Начальник ОТЦО «Стройгазконсалтинга» Лариса Вереникина отметила, что компания представила 115 000 уведомлений по контролируемым сделкам листа А (!).
Все производство компании имеет длительный цикл производства. Для таких предприятий существует особый порядок отражения данных. Выручка определяется по готовности изделия или по завершении выполненных работ, оказанных услуг и изготовления продукции в целом. Чаще всего производственные предприятия применяют метод по готовности продукции. Компания применила метод сопоставимой рентабельности.
О развитии и пост-мониторинге функций ТЦО в группе компаний СОЛЛЕРС рассказала Ольга Тырышкина, директор по управлению рисками и внутреннему аудиту. Группа Соллерс имеет обособленные подразделения, применялся сравнительный анализ данных. В связи со сложностью вопроса в компании была создана специальная рабочая группа по ТЦО и был привлечен внешний консультант. Таким образом тщательно изучалось законодательство, происходило взаимодействие с внешним консультантом и с обществами (9 юрлиц), в результате часть информации была переведена в техническую составляющую. Были спланированы все бизнес-процессы:
- установлена система взаимодействия с бизнес-подразделениями группы компании СОЛЛЕРС;
- вёлся постоянный мониторинг отражения прибыли и убытков (гл. 25 НК РФ);
- организация взаимодействовала с налоговыми органами по вопросам ТЦО через корпоративный центр.
Было отмечено, что сделки группировались по верхнему уровню ПБУ. В компании был применен первый метод ТЦО. Также выступающий отметил, что поскольку ранее ФНС России заявляла, что будет привлекать менеджеров и технических специалистов, то применялся 1 метод с последующей корректировкой. Использовались количественные показатели при корректировке. Также при выплате бонусов корректировалась выручка.
Главный эксперт налогового департамента КЭС-Холдинга Дмитрий Бабенко отметил, что в компании был автоматизирован процесс выявления и мониторинга контролируемых сделок. В зоне ответственности – более 80 компаний, часть операций учитывается в системах 1С, SAP, Excel. Были выявлены контролируемые сделки. Доходы учитывались по правилам главы 25 НК РФ, уведомления – на основе бухучета.
На первом этапе формировался перечень взаимозависимых лиц, далее проводился отбор проводок по операциям – с контрагентами из перечня взаимозависимых лиц и со всеми иностранными контрагентами (потом выявлялось взаимозависимое лицо).
Далее проводки разделялись по «доходам» и «расходам» и формировался формат вывода отчета по мониторингу контролируемых сделок в SAP (сокращенный и расширенный). Проводился анализ сделок c взаимозависимыми компаниями – отбор пар контрагентов с объемом сделок более 60 млн руб., проверка взаимозависимости и проверка на наличие дополнительных критериев контролируемых сделок (НДПИ, спецрежимы и др.). Далее «вручную» выявлялись сделки по начислению процентов по облигациям, сделки через агентов. Полностью процесс выявления таких сделок автоматизации не поддается. Потом формировался общий перечень контролируемых сделок.
Руководитель учета и контролинга Северо-Восточного региона Нокиа Солюшнз энд Нетворкс Ирина Гриднева свой доклад посвятила трансфертному ценообразованию в сделках по использованию интеллектуальной собственности. Докладчик отметила, что компания продает оборудование. Лицензиар – иностранное юридическое лицо. Товарный знак зарегистрирован в Роспатенте. Ноу-хау принадлежит одной из группы компаний (лицензиат). Лицензиат платит роялти по этим договорам как фиксированный процент от чистой выручки, полученной на территории РФ. Для обоснования метода определения рыночной цены были совершены следующие действия: собраны сведения о существующих подходах к ценообразованию у лицензиара и лицензиата; запрошены у лицензиара аналогичные договоры с независимыми лицами; собраны сведения о расходах лицензиата, связанных с продвижением товарного знака на территории РФ; запрошены сведения о сумме и распределении доходов от всех стран, полученных лицензиаром в виде роялти за товарный знак, являющийся предметом договора; сопоставлена финансовая отчетность лицензиара и лицензиата за период действия договора. Лицензиар – компания, которая работает по всему мир и отчитывается по МСФО. В результате были выявлены некоторые трудности. В результате был применен метод сопоставимой рентабельности, так как можно применить данный метод и посчитать рентабельность расходов лицензиата и лицензиара. При определении операционной прибыли сравнивались данные 4-х ведущих игроков рынка.
Вопросу ценообразования при установлении процентных ставок по займам, кредитам и иным заимствованиям между взаимозависимыми лицами был посвящен доклад начальника отдела ТЦО компании «Ерохим» Алексея Бесфамильного. По сделкам с займами Федеральным законом № 227-ФЗ был рекомендован метод сопоставимой рыночной цены. Однако у банков функции могут не совпадать. Сделки банков между взаимозависимыми компаниями могут быть не приняты из-за существующих рисков. Компания применяет следующую формулу:
Базовая ставка займа (БСЗ) = базовая ставка + риск-премия заемщика + страновой риск,
Где:
Базовая ставка – определяется по значениям кривой доходности государственных облигаций: для USD – казначейских облигаций США (либо ставка Libor); EUR – ставка Euribor; RUR – Mosprime (до 12 мес.) и ОФЗ (более 12 мес.) на период Y лет.
Риск-премия заемщика вычисляется 2 способами:
- по уровню спрэда доходностей облигаций на дату предоставления займа с кредитным рейтингом, равным рейтингу заемщика и базовой USD своп-кривой, соответствующей кредитному рейтингу (АА banks);
- по величине ставки аналогичного кредита / займа между третьими лицами за вычетом базовой ставки (условия должны быть сопоставимы согласно Федеральному закону № 227-ФЗ)
Страновой риск заемщика определяется на основании спрэда доходностей суверенных облигаций кредитора и заемщика с одной и той же валюте. В случае превышения доходности суверенных облигаций заемщика над суверенными облигациями кредитора на временном горизонте равном сроку кредита, разница принимается как величина странового риска. В противном случае страновой риск заемщика предполагается равным нулю.
Также докладчик отметил, что эта формула содержит ряд преимуществ:
- учитывает валюту, в которой выдаются займы;
- учитывает страновой риск как заемщика, так и заимодавца;
- снижает риск оспаривания ставок ФНС России как необоснованно завышенных.
В качестве источников для информации при расчете используются Thomson Reuters, Bloomberg.
Данная методика прошла апробацию в Швейцарии, на Кипре и в Голландии.
Для участников конференции был также проведен мастер-класс по теме правильности применения и детализации обоснования методов ТЦО.
Материал подготовила Саакова Стелла, выпускающий редактор журнала «Налоговед»