Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Повышение прозрачности российского бизнеса и деофшоризация: возможности и вызовы

24, Марта 2014

Открывая дискуссию, Президент РСПП А.Н. Шохин подчеркнул, что Неделя российского бизнеса традиционно начинается с налоговой конференции - это показывает, какое внимание бизнес отдает фискальной нагрузке. Согласно опросам РСПП, фискальная нагрузка входит в тройку основных проблем российского бизнеса (на 1-м месте - нехватка квалифицированных кадров, на 2-м - инфляция). Так, фискальная нагрузка существенна для 40% опрошенных компаний.

Как известно тезис «не повышать налоговую нагрузку» снят «с повестки дня», исключен из основных налоговых документов государственных органов, ответственных за налоговую политику в стране. Но «мы ввели понятие фискальной нагрузки, расширив круг возможных проблем» – указал А.Н. Шохин. Так, еще предстоят дискуссии по совершенствованию регулирования страховых выплат, среди приоритетных - страхование опасных объектов.

РСПП проводит инвентаризацию налоговых льгот. «Наша цель - не отмена льгот. Мы говорим  том, чтобы оставить эффективные льготы, то есть хорошо администрируемые и востребованные бизнесом» - сказал выступающий. Стоит подумать над введением универсальных льгот, которыми могли бы воспользоваться любые компании и предприниматели.
Перейдя к основной теме конференции, А.Н. Шохин напомнил, что она выбрана не случайна. Год назад Президентом РФ был дан старт процессу деофшоризации российской экономики. Необходимо определить причины вывода активов в офшоры, а их много и это не только налоговые причины. Для бизнеса важна защита прав собственности – привел пример А.Н. Шохин.
Для деофшоризации экономики нужны стимулы, среди налоговых – эффективное налоговое администрирование, неналоговые – это совершенствование системы финансовой отчетности, электронный документооборот и др.

Заканчивая выступление, А.Н. Шохин отметил, что не стоит добиваться запрета регистрации компаний в других юрисдикциях. Нужны меры, которые бы стимулировали бизнес платить налоги в российский бюджет.

Заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов рассказал участникам конференции о планируемых изменениях НК РФ в этом году, важных для бизнеса. Он оговорил, что проект очередных Основных направлений налоговой политики подготовлен, но пока не внесен в Правительство РФ в силу определенных событий, в том числе политических.

Проект основан на том, что налоги и налоговая нагрузка на налогоплательщиков не должны резко меняться. По итогам 2013 г. налоговая нагрузка на компании составила 33,3% ВВП, 10,8% из них обеспечено нефтяным сектором (у него нагрузка более 70%). Как видим, в России небольшая нагрузка с точки зрения стран – членов ОЭСР, стран «большой восьмерки» - заметил С.Д. Шаталов.

В этом году дан старт программе развития Дальнего Востока. Соответствующие полномочия для создания более благоприятных условий для ведения бизнеса там регионы получили. Надеемся, что законопроект, расширяющий зону применения этих льгот на Красноярский край и Хакасию, в ближайшее время будет принят Госдумой.

Как известно, ставки налога на недвижимость для компаний в Москве уже повышены. «Думаю, что со следующего года, зона их применения будет расширяться» - заметил С.Д. Шаталов. Он подчеркнул, что основная идея –сосредоточиться на недвижимости, избежав необходимости обложения движимого имущества предприятий.

В отношении налога на имущество физических лиц выступающий заявил о том, что вся техническая база для его взимания подготовлена, кадастры утверждены во всех регионах России. Остался пока нерешенным вопрос со льготниками. Минфин России предлагает до 2018-2020 гг. сохранить федеральные льготы по этому налогу, сократив их применение. Например, распространить право применения льготы на один объект по выбору налогоплательщика. А при переходе от инвентаризационной стоимости налогооблагаемого имущества к кадастровой смягчить этот переход с помощью понижающих коэффициентов.

С.Д. Шаталов также в числе приоритетных назвал вопросы налогообложения, связанные  с формированием Евразийского союза, присоединением Крыма к России. Подлежит совершенствованию законодательство о финансовых рынках, требуют разрешения вопросы долгосрочного страхования жизни, недостаточная капитализация, распределение расходов международных компаний (cost sharing) и т.д.

Наконец, выступающий перешел к теме дня – деофшоризации. Он сообщил, что в мае планируется внести соответствующий законопроект в Госдуму1.

Выводу капитала в офшоры способствуют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, используя которые, компании добиваются порой даже двойного неналогообложения – пояснил С.Д. Шаталов. К тому же несовершенство правил налогового контроля трансфертного ценообразования (ТЦО), которые хотя постоянно и обновляются, не позволяют пока налоговым органам оценить бизнес в целом. Поэтому Россия, так же как и другие страны, заинтересована в том, чтобы ограничить такую практику. Стоит цель не ликвидировать офшоры, «это не безусловное зло», следует пересмотреть правила налогообложения в таких ситуациях.

Минфин России ничего принципиально нового не предлагает, следует:

  • - определить резиденство юридических лиц – если компания учреждена в Росси, то и платить налоги она должна в России со всех доходов в мире. Если зарегистрирована за рубежом, то она уплачивает налоги только с прибыли, полученной в РФ.
  • - определить что такое контролируемые иностранные компании (КИК), когда иностранный бизнес контролируется российскими резидентами  - юридическими или физическими лицами.

Предполагается создание списка юрисдикций с льготным налогообложением, имеются в виду не только льготные ставки, но и, например, освобождения от налогообложения отдельных видов доходов. Этот список будет шире существующего сейчас в отношении уплаты налога с дивидендов. Если компании попадут в список, то у них могут возникнуть налоговые обязательства, и тогда нужно будет выяснять, как распределяется полученная прибыль. По сути, вводится аналог налога на вмененный доход.

Выступающий также добавил, что для предлагаемого регулирования должно быть надлежащее налоговое администрирование – российские налоговые органы должны обладать достаточной информацией о таких компаниях, соответственно, встает вопрос об обмене информацией между налоговыми службами разных стран.

Надеемся, что в ближайшее время будет ратифицирована Конвенция ОЭСР по обмену информацией, которая подписана Россией в 2012 году – сказал С.Д. Шаталов. Минфин России уже подготовил типовой проект соглашения об обмене информацией в первую очередь для юрисдикций, с которыми не планируется заключение соглашений об избежании двойного налогообложения.

Заместитель министра экономического развития России С.Ю. Беляков в свою очередь, высказал мнение, что вопрос не в том, жесткие или нет предлагаемые меры, вопрос в том, насколько они позволят решить поставленные Президентом РФ задачи. Возникает вопрос, как можно бороться налоговыми мерами с неналоговыми причинами ухода прибыли в офшоры. Основная проблема, надо признать, в неспособности российского законодательства защитить активы, а в этой части какие-либо меры пока не предлагаются – заметил выступающий.

Нужны меры, которые бы стимулировали компании перерегистрировать свой бизнес в России. Для начала Минэкономразвития России предлагает уменьшить установленную в законодательстве для льготного налогообложения дивидендов долю владения в иностранной компании с 50% до 20%.

Судебная система, корпоративное законодательство, правоприменение – эти три фактора заставляют бизнес уводить свои активы в офшоры, иначе развитие невозможно. К сожалению, в России практически любые правонарушения расцениваются как преступления. Более того, обсуждается инициатива приравнять получение необоснованной налоговой выгоды к уклонению от уплаты налогов. Если вывод о допустимости или недопустимости налоговой оптимизации будет делать следователь, вряд ли это поспособствует возврату бизнеса в Россию, скорее - наоборот.

По мнению, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорова, сейчас все больше становится актуальным вопрос, какой подход в налоговом администрировании и при разрешении споров применять внутрироссийский или международный. На взгляд выступающего, должен быть единый подход, сформированный на основе позиций ОЭСР, в таком случае и налогоплательщики будут понимать, что от них хочет власть той или иной страны. Он также сообщил, что российская налоговая служба готова к обмену информацией с другими странами. А инструментарий налогового контроля следует использовать в зависимости от компании, от того, насколько открыто она работает.

Генеральный директор службы финансово-экономической информации «Интерфакса» С.Ю. Яковлев представил результаты исследования (по данным программы СПАК).

По данным декабря 2013 года в России зарегистрировано больше 100 тысяч компаний с иностранным участием (всего компаний 4,5 млн.). По около 30% компаний, зарегистрированных в офшорах, удалось идентифицировать собственников – ими оказались и физические, и юридические лица.

Было замечено, что в некоторых странах оказалось сложно получить информацию о собственниках компаний. Сложность в определении собственника иностранной компании растет и при наличии «цепочки компаний». Кроме того, в ЕГРЮЛ нет информации о собственниках ЗАО, поскольку реестр собственников такой формы компании ведет сама компания. Даже если ЗАО представит такую информацию, возникает вопрос о том, насколько она достоверна и как ее проверить.

В завершение конференции было отмечено, что в условиях кризиса государство принимает определенные меры, но на краткосрочную перспективу, а надо бы как минимум на среднесрочную перспективу.
 


 1 См. текст законопроекта на сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/ за 18.03.2014.