Налоговые маневры 2014: новое в законодательстве и практике
04, Марта 2014
На бизнес-конференции, организованной РБК (19.02.2014) , представители Минфина России, ФНС России, налоговые юристы, адвокаты, налоговые менеджеры крупных российских и международных компаний обсуждали две основные темы: «Новое в политике, законодательстве и практике» и «Процессы деофшоризации и другие ожидаемые изменения в налоговой системе».
Открывая встречу, В. Зарипов, руководитель аналитической службы компании «Пепеляев Групп», представил рейтинг важнейших налоговых событий 2013 года . Рейтинг позволил выделить наиболее важные налоговые события прошедшего года, повлиявшие на состояние делового климата в России и дальнейшее развитие налоговой системы.
В. Голишевский, начальник отдела методологии и анализа цен Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России напомнил, что в конце 2013 года принят ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в том числе в нормы НК РФ о контроле за трансфертным ценообразованием (ТЦО). Тем самым законодатель показывает, что приоритетным становится контроль за внутригрупповыми сделками, как внутри страны, так и трансграничными.
В конце 2013 года успешно завершилась кампания по сдаче налогоплательщиками уведомлений о контролируемых сделках. В основном уведомления были поданы в электронном виде. Ведется работа по заключению соглашений о трансфертном ценообразовании, до июля проводится риск-анализ информации из уведомлений для выбора налогоплательщиков, подлежащих контролю, в отношении некоторых из них проверки уже начаты.
Для информации
(из выступления В. Голишевского)
ФНС России ведет работу по внедрению обмена информацией с налоговыми органами других стран по телекоммуникационным каналам связи, уже действует пилотный проект с Финляндией.
(из выступления В. Голишевского)
ФНС России ведет работу по внедрению обмена информацией с налоговыми органами других стран по телекоммуникационным каналам связи, уже действует пилотный проект с Финляндией.
В. Зарипов попросил прокомментировать досадную ситуацию, с которой столкнулись некоторые компании, подавшие уточненные уведомления. Налоговые органы сделали вывод о том, что одно из уведомлений содержит недостоверную информацию, и привлекли таких налогоплательщиков к ответственности.
В ответ В. Голишевский указал на то, что НК РФ в таком случае не освобождает от ответственности , как это предусмотрено, например, при подаче уточненной налоговой декларации.
В ответ на замечание из зала о том, что еще до подачи уведомления о контролируемых сделках налогоплательщикам приходили письма территориальной налоговой инспекции о даче пояснений (подтверждении) об обороте, которого нет, выступающий пояснил, что за налогоплательщиком остается право отвечать на такой запрос или нет. Информация, которой владеют налоговые органы, подтвердится или не подтвердится в ходе налоговой проверки.
Совет юриста
(Г. Тимоничев)
Компаниям следует скоординировать работу своих подразделений, которые подают информацию о деятельности компании в госорганы, готовят для них различные документы. Например, в составе бухгалтерской отчетности подаются пояснительные записки с указанием аффилированных лиц – такую информацию налоговые органы используют при анализе уведомлений о контролируемых сделках.
Относительно того, как относиться к таким запросам налоговых органов - занять позицию «по закону» или все же предоставить информацию, при этом какую – справочно или с приложением копий документов, юрист предложил быть открытым, не допуская и сглаживая напряжение в отношениях с налоговыми органами.
(Г. Тимоничев)
Компаниям следует скоординировать работу своих подразделений, которые подают информацию о деятельности компании в госорганы, готовят для них различные документы. Например, в составе бухгалтерской отчетности подаются пояснительные записки с указанием аффилированных лиц – такую информацию налоговые органы используют при анализе уведомлений о контролируемых сделках.
Относительно того, как относиться к таким запросам налоговых органов - занять позицию «по закону» или все же предоставить информацию, при этом какую – справочно или с приложением копий документов, юрист предложил быть открытым, не допуская и сглаживая напряжение в отношениях с налоговыми органами.
По словам В. Голишевского, основной критерий назначения проверки ТЦО – это непредставление налогоплательщиком уведомления о контролируемой сделке (об этом ФНС России извещает территориальный налоговый орган), так как это свидетельствует о неисполнении налоговой обязанности.
Г. Тимоничев, юрист «Пепеляев Групп» представил обзор последних событий в сфере налогового контроля за ТЦО . Он постарался ответить на вопросы: как вести себя налогоплательщику в период, когда уведомление подано, но проверка еще не назначена, и где налоговые органы берут данные об оборотах налогоплательщиков и суммах сделок еще до получения от них уведомлений. Также он подробно рассмотрел правила ТЦО по займам.
О. Думинская, советник отдела налога на добавленную стоимость Управления налогообложения юридических лиц ФНС России, рассказала о последних изменениях в законодательстве об НДС, задачах, которые стоят перед Службой и компаниями в ближайшей перспективе в связи с переходом на электронный документооборот.
В связи с принятием Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, ведется работа совместно с Минфином России над новыми разделами налоговой декларации по НДС. К 2015 году будут подготовлены новые формы книг покупок и продаж, учета счетов-фактур.
Выступающая также рассказала о работе по реализации мероприятий дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» . Один из вопросов – определение момента возникновения права на вычет НДС. Он актуализировался при переходе на выставление счетов-фактур в электронном виде (для такого способа передачи данных момент установлен). Решено, что налогоплательщикам будет предоставлено право выбора – если счет-фактура получен до 20 числа месяца сдачи отчетности, то налогоплательщик вправе заявить вычет либо в этом отчетном периоде, либо в следующих любых периодах, после 20 числа.
К сведению
(из выступления О. Думинской)
ФНС России совместно с территориальными налоговыми инспекциями планирует проработать возможность снижения планки для применения заявительного порядка возмещения НДС.
(из выступления О. Думинской)
ФНС России совместно с территориальными налоговыми инспекциями планирует проработать возможность снижения планки для применения заявительного порядка возмещения НДС.
А. Никифоров, партнер «Пепеляев Групп», проанализировав судебную практику по вопросам налогового администрирования и налоговой выгоды, сделал вывод о заметном ухудшении положения налогоплательщиков. Зачастую в судебных актах, в том числе актах ВАС РФ, не видно определенности, встречается оговорка о том, что позиция суда распространяется на схожие дела - это позволяет налоговым органам доказывать в суде отсутствие схожести спора, и, соответственно, неприменение таких судебных актов.
В спорах о необоснованной налоговой выгоде перед судами встают такие вопросы, как проверка реальности операции, основания переквалификации сделки налогоплательщика, наличие деловой цели и должной осмотрительности налогоплательщика.
Докладчик заметил, что ВАС РФ отстраняется от рассмотрения этой категории дел. Нижестоящие суды все чаще требуют у налогоплательщика экономический расчет полученной выгоды и обоснование деловой цели. В таких спорах на фоне субъективизма судов все большую актуальность приобретает мнения специалистов, результаты экспертизы.
Докладчик заметил, что ВАС РФ отстраняется от рассмотрения этой категории дел. Нижестоящие суды все чаще требуют у налогоплательщика экономический расчет полученной выгоды и обоснование деловой цели. В таких спорах на фоне субъективизма судов все большую актуальность приобретает мнения специалистов, результаты экспертизы.
Выступающий напомнил о недавних изменениях НК РФ и принятом Пленумом ВАС РФ Постановлении в части налогового администрирования. Среди них – заявительный порядок ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки. Он посоветовал участникам конференции обязательно использовать это право и знакомиться со всеми материалами проверки, поскольку к акту проверки прилагаются только копии документов, подтверждающих правонарушение.
Не урегулирована процедура ознакомления с документами – на практике возникает вопрос: можно ли копировать, фотографировать материалы проверки? В законе нечетко ограничено право налоговых органов истребовать документы налогоплательщика во время проверки. Зачастую налоговые органы направляют требование за день до приостановления проверки, тем самым продлевая срок проверки. К тому же укореняется практика проведения опросов сотрудников налогоплательщика на комиссиях в период приостановления проверки.
Совет юриста
(А. Никифоров)
Если не удается представить документы по требованию налогового органа в срок, следует сообщить об этом в налоговый орган, указав в письме объективные причины пропуска срока.
Впоследствии это письмо поможет при доказывании отсутствия вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, и при представлении документов в суд, который может не принять документы, если объективных причин их непредставления в налоговый орган не было.
(А. Никифоров)
Если не удается представить документы по требованию налогового органа в срок, следует сообщить об этом в налоговый орган, указав в письме объективные причины пропуска срока.
Впоследствии это письмо поможет при доказывании отсутствия вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, и при представлении документов в суд, который может не принять документы, если объективных причин их непредставления в налоговый орган не было.
Н. Кузьмина, начальник Сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России рассказала о том, что будет заложено в Основных направлениях налоговой политики на ближайшие периоды .
Основные предложения связаны с налоговым администрированием, поскольку стоит задача поднять уровень РФ в рейтингах, в первую очередь, в рейтинге Doing bisness. Будут предложены меры по развитию территорий, привлечению инвестиций. Среди обсуждаемых - пятилетние налоговые каникулы не только по налогу на прибыль, но и по региональным налогам; налоговые каникулы для вновь создаваемых индивидуальных предпринимателей и организаций с четкой процедурой контроля, чтобы не допустить злоупотреблений – формальной перерегистрации бизнеса для получения льготы.
Также необходимо гармонизировать ставки акцизов, в первую очередь на табачные изделия, предотвратить контрафактный ввоз сырья в пределах Таможенного союза.
В рамках Плана BЕPS (отчет ОЭСР «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения»)
Информация налоговых органов разных стран будет обобщена в «мастер-файле», основной акцент - на инвестиционные и финансовые операции. Цель - увидеть «картину» ведения бизнеса и конечного получателя дохода.
Участники конференции обсудили предлагаемые государством меры налогового характера в целях деофшоризации экономики и пришли к выводу, что в краткосрочной перспективе вряд ли стоит ожидать эффект для бюджета от принятия планируемых мер. Лишь в среднесрочной перспективе они могут стать сдерживающим фактором.
Было замечено, что проблемы связаны в первую очередь с финансированием российского бизнеса - в России брать деньги в долг невыгодно. При правильном структурировании бизнеса иметь бизнес в РФ выгодно в части налогообложения, но компаниям и их собственникам в первую очередь важно другое – выход на международный рынок, передача активов наследникам. Эти вопросы российским законодательством не урегулированы.
Есть проблема с определением понятия «бенефициарный собственник», ОЭСР многие годы пытается это сделать. Минфин России обсуждает идею введения такого термина в НК РФ только для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения. Также обсуждается введение понятия налогового резидентства организации на основе места фактического управления организацией.
Для информации
Предложения по налогообложению контролируемых компаний Минфин России должен представить в Правительство РФ в марте.
В весеннюю сессию Госдумы ожидается ратификация конвенции с Голландией.
Минфин России готовит новое типовое соглашение по обмену информацией.
Предложения по налогообложению контролируемых компаний Минфин России должен представить в Правительство РФ в марте.
В весеннюю сессию Госдумы ожидается ратификация конвенции с Голландией.
Минфин России готовит новое типовое соглашение по обмену информацией.
В заключение П. Попов, ведущий юрист «Пепеляев Групп», рассказал о новшествах в налогообложении долговых обязательств и торговли финансовыми инструментами . Он выделил неясности в применении новых правил. Так, в части признания процентов доходом и расходом (на конец каждого месяца независимо от сроков выплат, предусмотренных договором) непонятно, что делать с налоговыми периодами до 1 января 2014 года. Было замечено, что со следующего года усложнится обоснование убытка от уступки прав между взаимозависимыми лицами – у налоговых органов появляется право на контроль ТЦО.
Представители ведущих компаний о ключевых налоговых изменениях 2013-2014 гг.
Самое важное в налоговой сфере в 2013 году?
В. Курганов, руководитель налогового департамента LG Electronics: опыт подготовки уведомлений по ТЦО.
В. Попов, руководитель дирекции Уралсиба»: подписание Конвенции по обмену информацией и принятие Плана BEPS. Кризис на Кипре, который заставил пересмотреть финансовые потоки.
Ожидания и опасения от 2014 года?
В. Курганов: Хотелось бы большей ясности в вопросах ТЦО, многое покажут результаты первых проверок по ТЦО.
В. Попов: беспокоит, что налоговые органы обязали учитывать судебную практику , но при этом сама судебная практика меняется не в пользу налогоплательщиков.
Материал подготовлен редакцией журнала «Налоговед»