Бюджет теряет на льготах
17, Января 2014
Минфин России подготовил проект методики оценки налоговых расходов бюджета – потерь из-за недополученных налогов. Провести ревизию необходимо до 15 мая по поручению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. К следующему бюджетному циклу Минфин России представит Госдуме список льгот, которые можно отменить с 2015-2017 гг., говорил министр финансов Антон Силуанов в сентябре. Проект методики направлен в конце 2013 г. в аппарат Правительства РФ за подписью замминистра финансов Сергея Шаталова. Сейчас он обсуждается с экспертным сообществом. Минфин России предлагает разделить налоговые расходы на две категории. Первая – элементы базовой структуры налога, обусловленные его «фундаментальной природой». Вторая – сами льготы, то есть преимущества, которые получают налогоплательщики, «включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере». Их можно заменить расходами бюджета, пишет Минфин России, при условии, что их «целевая аудитория» не изменится. Списка, какие именно льготы следует оценить, в проекте нет. Исходя из данных Минфина России, наибольшие потери бюджет несет от прямых налоговых льгот: в 2012 г. они составили 2,08% ВВП, или 1,3 трлн руб. Смешанными (0,51% ВВП, или 317,5 млрд руб.) чиновники назвали четыре инструмента: два по амортизации (премия в 30% и льгота для оборудования с повышенным износом) и две нулевые ставки (на дивиденды от дочерних компаний и НДС от продажи недвижимости). К элементам налоговой системы Минфин России отнес только два механизма (0,31% ВВП, или 195 млрд руб.): перенос убытка на налогооблагаемую прибыль и налоговое стимулирование НИОКР. О том, к какой категории Минфин России предлагает отнести четыре смешанные преференции, не сообщается. (С. 4)
ВЕДОМОСТИ, № 5