Пирамиды: от восторгов и надежд до глубокого разочарования
На протяжении тысячелетий пирамиды Древнего Египта привлекают внимание ученых и путешественников.
Еще в V веке до н.э. греческий историк Геродот описал Великую пирамиду Хеопса и свои предположения о способе ее постройки. Свой вклад в исследование феномена пирамид внесли в средние века арабские ученые Абд аль-Латиф аль-Багдади и Абу аль-Хасан аль-Масуди, высказав идеи о том, как же они были созданы. Научное изучение пирамид европейцами началось в 1799 г. с прибытия французской экспедиции Наполеона Бонапарта, сопровождаемой учеными, сделавшими первые зарисовки и научные обмеры пирамид. Столетия исследований… и поныне продолжаются раскопки, обмеры, картографирование, появляются новые идеи, доказательства, версии.
И по- прежнему пирамиды хранят в себе тайны и загадки… а значит, каждый путешественник может представить себя в роли Индианы Джонса, который окунется в море приключений и загадок. Вспоминаю свой первый визит в Гизу: конечно, я не надеялась увидеть несметные сокровища, которые вдруг откроются при случайном нажатии на потаенный кирпич – ключ, и не рассчитывала услышать шорох восставших мумий, но ощущение тайны было. Каково же было разочарование, когда нас встретили пустые внутренние камеры, теснота, сырость и острый приступ клаустрофобии.
Примерно такую же гамму чувств испытывают и те, кто соприкасается с пирамидами финансовыми, только последствия гораздо существеннее как для бюджета личного, так и государственного.
Пирамиды Гизы Схема пирамиды (игры) Карло Понци
Фото из открытого интернет- источника
Сходства налицо, разница разве что в сроке жизни пирамиды. Пока пирамиды из песчаника, каменных плит и блоков (по альтернативной версии, из искусственного материала, имеющего сходство с бетоном) оказываются более долговечными.
По большому счету, пострадавшим от действий мошенников достаточно безразлично, была ли это финансовая пирамида или пирамидальная схема финансов, игра Понци или экономический пузырь. Самое важное для них то, что надежда многократно приумножить капитал превращается в горькое разочарование от потери средств. Такие же эмоции испытывали все вкладчики потерпевших крах банков.
В экспозициях двух крупнейших музеев нашей страны представлены картины Владимира Маковского «Крах банка». Во второй версии картины появляются новые персонажи и четче прочитывается на стене надпись: «Отделение по вкладам».
Крах Банка. В Маковский, 1880 г. Крах банка. В. Маковский, 1881 г.
Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, Москва
Санкт - Петербург
Фото из открытого интернет- источника
В историю русской живописи В. Маковский вошел как мастер «малого жанра», автор короткого, яркого и выразительного рассказа, написанного кистью.
Картины «Крах банка» написаны на основе реальных событий, творческим поводом стало банкротство Московского ссудного коммерческого банка. Трагедия разразилась в ночь на 12 октября 1875 г., когда толпа обеспокоенных вкладчиков ворвалась в здание банка, пытаясь спасти свои вклады. Бурные дебаты развернулись вокруг картины после ее представления на девятой выставке Товарищества передвижников. Авторитетный художественный критик В. Стасов отметил, что «это была сцена чудесно правдивая, великолепная», тогда как оппоненты увидели «картину ироничную в своей серьезности».
К краху Московский ссудный коммерческий банк привели финансовые аферы членов Совета директоров, неопытность руководства и отсутствие специалистов вести дела большого коммерческого банка (Банк был учрежден на волне зарождения системы коммерческих банков в Российской империи). Попытка банка выйти на международную арену была обречена на неудачу - в 1873 году в Европе начался жесточайший экономический кризис. Обескураженный первым крупным банковским банкротством министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн не смог вовремя и адекватно отреагировать после первых сигналов от правления банка, и банк продолжал работать, привлекая вклады без всякой возможности их вернуть.
А параллельно с печальной историей банкротства Московского ссудного банка развивался детективный финансовый сюжет, достигший своего апогея через год после того, как В. Маковский завершил работу над картиной и представил ее на выставке.
Город Скопино в Рязанской губернии так и остался бы никому неизвестным, если бы не выходец из семьи бедных помещиков Иван Рыков, организовавший первую в истории России финансовую пирамиду - гениальную по своим масштабам и дерзости. Сироту Ивана усыновил его дядюшка, вполне успешный купец, который по своей смерти оставил пятнадцатилетнему племяннику в наследство 200 000 руб.
Чтобы понять, что значила эта сумма в середине XIX века, для сравнения приведу заметки из книги В. Гиляровского «Москва и москвичи»: жалованье учителя старших классов составляло 80-100 руб. в месяц, полковника - 325 руб., а депутата - 350 руб., губернатор же получал 1000 руб. В 1870-х годах журналист из Петербурга Владимир Михневич писал, что на престижной Пречистенке особняки продавались по 30 000 – 50 000 руб. Также для сравнения интересно заметить, что стоимость двухкомнатного дома в Петербурге (аналог инвентаризационной стоимости имущества) оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.
Работая в городском управлении, Иван Рыков быстро завоевал репутацию хорошего человека, получил должность бургомистра и был выбран (не назначен, а именно выбран) директором только что открывшегося банка Скопино.
Если кратко, то схема, реализованная предприимчивым банкиром, ничем не отличалась от любой другой финансовой пирамиды: банк Скопино обещал 7% годовых по вкладам, тогда как другие банки предлагали 3-5%. Более высокий процент обеспечил приток капитала. Первое время вкладчики исправно получали проценты по своим депозитам (естественно, за счет новых вкладчиков), а напоказ гарантированно выплачиваемые высокие проценты привлекали новых вкладчиков. Вдохновленный успехом, Иван Рыков ввел в оборот ничем не обеспеченные процентные бумаги по вкладам, обеспечив вторую волну инвесторов.
Узнав, что в окрестностях Скопино были обнаружены залежи угля, Рыков умолчал о скромности месторождения и организовал «Акционерное общество Скопинских угольных копей Московского бассейна». Доверенные лица покупали и продавали друг другу акции Общества на биржах Москвы и Санкт-Петербурга, вызвав так необходимый предприимчивому коммерсанту интерес к ценных бумагам и обеспечив ажиотажный спрос. Судьба была невиданно щедрой к нашему герою, министр финансов Рейтерн разрешил обменивать угольные акции на акцизные марки на алкоголь. За акцию на 100 руб., которая фактически ничего не стоила, банкир мог получить марок на 75 руб. Из-за этих махинаций казна недополучила 1,5 млн. руб. А дальше… череда неслучайных случайностей, громкие скандалы, разоблачения, паника вкладчиков и инвесторов, крах банка, запустивший цепочку банкротств, судебные разбирательства и каторга. И за всем этим судьбы обманутых вкладчиков, их горькое разочарование и финансовые потери.
В современной истории финансовые пирамиды стали явлением привычным (ведь история учит тому, что ничему не учит). Центральные банки многих стран разрабатывают методики выявления финансовых пирамид, способы противодействия мошенничеству и алгоритмы снижения рисков. Неожиданный негативный эффект обрушения финансовой пирамиды мы наблюдали в Албании: банкротство более 25 фирм, потеря вкладчиками и акционерами в общей сложности около 1,2 млрд долл. США, глубокий экономический кризис 1997 г., а также серия массовых беспорядков, поставивших страну на грань гражданской войны. Правительство страны решило предпринять строгие меры и ввести налог на финансовые пирамиды. Разработки методических основ налогообложения финансовых пирамид, обсуждения и дебаты ведутся уже более 25 лет. Мне и самой было бы очень интересно понять, кто же будет плательщиком этого налога...
Надежда Башкирова