Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Заметки о кооперации

25, Июля 2024

Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, — вытянули репку!

Русская народная сказка «Репка»

Русская народная сказка «Репка» была записана и опубликована А. Афанасьевым в 1863 году. Как-то давно в одной модной методичке, содержащей мудрые советы по раннему развитию детей, я прочитала такую фразу: «сказка «Репка» содержит описание цикличных действий, и поэтому понятна даже малышу...» Любой педагог дошкольного воспитания даст детям пояснение: вместе можно справиться с любой задачей, сказка «Репка» о дружбе и взаимопомощи.

Что же общего у детской сказки с картиной Ильи Репина «Бурлаки на Волге», которой, по мнению искусствоведа Д. Сарабьянова, художник «поднял бытовой жанр до монументального звучания»?

Бурлаки на Волге. Илья Репин. 1870–1873 гг.

Государственный Русский музей. Санкт- Петербург.

Объединяет их все та же идея: вместе проще справиться с поставленной сложной задачей. В середине 60-х годов XIXвека художником Василием Верещагиным была создана серия этюдов о бурлаках. Так появились бурлак, держащийся руками за лямку, бурлак с низко наклоненной головой, бурлак с шапкою в руке. Все эти этюды мы можем увидеть сегодня в собрании Третьяковской галереи.

Но масштабное полотно, на котором бурлаки бредут по берегу, таща за собой баржу, первым явил миру именно Репин. В качестве ремарки отмечу, что в зарубежной живописи тоже есть свои бурлаки, «Бурлаков на Ниле» изобразил в 1875 году американский художник Фредерик Артур Бриджмен.

Бурлаки на Ниле. Фредерик Артур Бриджмен. 1875 г.

Картина находится в частной коллекции.

Фото из открытых источников.

Нам со школьных учебников знакомы образы уныло бредущих мужчин, зарабатывающих непосильным трудом. Справедливости ради следует сказать, что существовали и женские артели бурлаков, оставим в стороне вопрос, что же подвигало женщин выполнять работу, тяжелую, подчас непосильную, даже для мужчин. Было распространено и конное бурлачество, но берега некоторых рек были непроходимы для лошадей.

Бурлацкие артели или бурлачество было распространенным явлением в XVI – XIX вв., нередко в неурожайные годы в бурлаки шли крестьяне от голода и безысходности, но чаще всего членами артели становились бродяги и бездомные. Их тяжкий труд красноречиво описан художником: бурлаки с помощью бечевы тянули речные суда против течения.

 В современном Водном кодексе[1] термин «бечевник» не используется, тогда как ранее действовавший Водный кодекс упоминает бечевник, как полосу суши вдоль берегов водных объектов общего пользования.

Это понятие пришло к нам из Соборного уложения 1649 года, упоминавшего бечевник, как объект земельных отношений, на территории которого вводились особые условия использования. В Соборном уложении говорилось, что владельцы прибрежного участка обязаны были предоставлять свободный проход и поезд для людей, занимающихся судоходством, позволяли бы причаливать к берегам, выгружать грузы и вести торговлю. Сам же термин «бечевник» происходил от слова «бечева» - каната или веревки, с помощью которой тянули судно. Тянуть с помощью бечевы суда приходилось как в случае, когда они садились на мель, так и при необходимости перемещения грузов против течения.

Но здесь все не так просто: сюжет, изображенный художником, является к моменту написания картины по факту единичным эпизодом. С одной стороны, пустынный песчаный берег, изображенный художником, - идеальный участок пути, каких по факту было не так уж и много. В основном же бурлакам приходилось преодолевать путь через камни, топкие места и прибрежные кусты. С другой стороны, в середине XIXвека труд бурлаков стали заменять машинной тягой, на смену парусным судам активно пришли пароходы. Потому так и негодовал граф А.П. Бобринский — министр путей сообщения Российской Империи, когда картина «Бурлаки на волге» была отправлена на Всемирную выставку в Вене: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Но помин остался благодаря творчеству Ильи Репина, обесценив в глазах потомков все труды и старания министра путей сообщения.

Итак, артель — один из нескольких типов кооперативных объединений. Бурлаки объединялись в артели по 5-10 человек, бывали артели и по 40 человек, их отличала экономическая уязвимость, отсутствие прав и социальная стигматизация. 

Одними из первых теоретиков кооперативного движения были англичанин Роберт Оуэн и француз Шарль Фурье, пытавшиеся обосновать возможность достижения всеобщего равенства и справедливости путем создания общин кооперативного типа. В России сторонниками крестьянского социализма и артельной народнической идеологии были Н.Г. Чернышевский и А.И. Герцен. Они рассматривали кооперативы в качестве основы социализма, перейти к которому предполагалось, минуя капитализм.

Сложно предположить, чтобы артели бурлаков легли в основу движения к всеобщему равенству и справедливости. Так что вместе с поэтом Николаем Клюевым мы «не будем петь кооперацию»:

Не буду петь кооперацию,

Ситец, да гвоздей немного,

Когда утро рядит акацию

В серебристый плат, где дорога…

Но мнение Клюева разделяли не все его современники. Например, Владимир Маяковский кооперации пел хвалебные оды в своей «Сказке про купцову нацию, мужика и кооперацию». Сетовал лишь Владимир Владимирович на то, что для коллективного труда и способа хозяйствования выбрано было «слово-то заграничное, а ведь дело всем распривычное», все остальное поэта вполне устраивало, и с точки зрения социальной, и экономической.

Маяковский был не единственным, кто очень положительно оценивал коллективный труд. О пользе литературно-кооперативной организации труда писал и Иван Бунин, отмечая, что новая издательская форма является важным фактором для самого творчества и для развития литературы: «В настоящее время писатель поставлен в случайную зависимость от издателя…», тогда как стремление избавиться от материальной зависимости выливалось в форму литературной кооперации. Первыми в этом направлении стали петербургские писатели, организовавшие «Издательское товарищество писателей», ибо вместе тянуть лямку более эффективно. Но товарищество — это форма кооперации, отличная от артели, а значит, это уже совсем другая история.

[1] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ


 Надежда Башкирова