Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

ПМЮФ-2024: О квалификации движимого и недвижимого имущества при исчислении налога на имущество в сфере электроэнергетики

01, Июля 2024

Сессия в рамках ПМЮФ-2024, 26 июня 2024 г.

Модератор - Павел Сниккарс, заместитель министра энергетики Российской Федерации

Выступающие:

Мария Абрамова, директор по управлению активами ООО «Газпром бурение»
Марина Белякова, партнер, руководитель группы по оказанию налоговых услуг компаниям ТЭК в России Группы компаний Б1
Михаил Гальперин, заместитель генерального директора, руководитель центра правовой работы ПАО «Интер РАО»; руководитель научного направления «Международное частное и публичное право» Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Даниил Краинский, заместитель генерального директора по правовому обеспечению ПАО «Россети»
Лидия Михеева, секретарь Общественной палаты РФ; председатель совета (руководитель) Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ
Жанна Седова, заместитель генерального директора, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО «ЭЛ5-Энерго»

В последние годы активно обсуждается вопрос классификации имущества как движимого и недвижимого для целей налогообложения. Пять лет назад Верховный Суд РФ, стремясь к унификации практики, предложил концептуальные подходы, направленные на устранение правовой неопределенности. Решение суда должно было обеспечить единообразие в судебной практике, что, в свою очередь, способствовало бы справедливому распределению налоговой нагрузки среди налогоплательщиков. Однако последующие разъяснения Федеральной налоговой службы и нижестоящих судов и, как следствие, инициированные налоговыми органами массовые контрольные мероприятия в отношении электроэнергетических компаний, вновь актуализировали проблему. Появился риск миллиардных доначислений налога на имущество организаций, и, соответственно, значительное увеличение финансовой нагрузки на компании. Опасность для бизнеса состоит и в том, что практика, формирующаяся в электроэнергетической отрасли, может распространиться на другие отрасли экономики, что повышает актуальность рассматриваемой проблематики.

Перед участниками дискуссии была поставлена задача обсудить возможные пути к единому пониманию и последовательному применению действующих правовых норм. Решение этой задачи, по мнению организаторов, должно стать важным шагом к укреплению правовой и экономической системы, что принесет пользу как государственным институтам, так и частным субъектам хозяйственной деятельности, способствуя созданию благоприятного делового климата и росту инвестиций.

Обсуждение получилось продуктивным, участники вспомнили истоки появления проблемы, обратили внимание на изменения законодательства, которые привели к текущей ситуации, озвучили позиции Минфина России и ФНС России по вопросу. Было признано, что правовая определенность в части критериев для квалификации имущества в качестве движимого и недвижимого, находится на низком уровне. Необходимость усиления правовой определенность очевидна. Замечено, что налоговые органы и суды понимают эту проблему и не раз предпринимали попытки ее решить. Минэнерго России активно участвует в этой работе.
Для бизнеса важно, чтобы возможностей для переквалификации имущества было как можно меньше – подчеркнул один из спикеров.

Также говорили о недостаточности инструментов для решения проблемы, причем у обеих сторон – и у налоговых органов, и у налогоплательщиков. Бизнес на практике уже выработал методику разрешения спора о статусе имущества и выделяет 3 этапа доказывания:
- оценить правомерность определения спорного объекта налогообложения как отдельного инвентарного объекта ОС (не в комплексе);
- провести квалификацию имущества как недвижимого в порядке ст. 130 ГК РФ;
- учесть цели правового регулирования.

Среди предложений как можно решить проблему прозвучали:
- актуализировать отраслевое законодательство;
- совершенствовать Налоговый кодекс РФ, переместив льготу в другой налог;
- при возникновении претензии налоговому органу обращаться к регистратору, который правомочен определить статус имущества;
- исключить из налогообложения движимого и недвижимого имущества большие инфраструктурные объекты.
Важно разграничить ситуации на будущее и на прошлые периоды – для них, возможно, потребуются разные решения. Но в любом случае формула, по которой следует работать дальше, должна быть проще и понятнее для правоприменения.

Спикеры также признали, что при отсутствии представителей Минфина и ФНС на сессии принять окончательные решения и выработать конкретные предложения не представляется возможным. Значит, дискуссия продолжится. При этом важно помнить о поставленной государством задаче – обновление оборудования и основных фондов предприятий.

Видеозапись сессии