Резолюция XXI Научно-практической конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»
Резолюция
XXI научно-практической конференции
«Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»
1. В законотворческой практике распространились случаи, когда выявленные Конституционным Судом РФ несоответствия норм закона положениям Конституции РФ устраняются точечными поправками только ради соблюдения срока исполнения решения КС РФ. При текстуальных изменениях формы правовое регулирование остается прежним по существу, правовые позиции КС РФ игнорируются, обходятся технической правкой закона.
Это наблюдается, в частности, при реформировании налогообложения в банкротстве как в части налога на прибыль (Постановление от 31.05.2023 № 28-П), так и в части НДС (Постановление от 19.12.2019 № 41-П). По вопросам объективно сложным, многослойным, выходящим за рамки узкофискального контекста, пробюджетные законотворческие решения заведомо хуже для экономики и правопорядка, чем взвешенные компромиссные позиции КС РФ.
Результаты законотворческой деятельности по исполнению постановлений КС РФ в налоговой сфере заслуживают стать предметом как научных исследований и обсуждений, так и, возможно, оценки самого КС РФ.
В равной степени трудно согласиться с попытками искусственно сузить правовое значение универсальных правовых позиций КС РФ в рамках официальных разъяснений ведомственного уровня, поскольку это приводит к росту числа споров по уже рассмотренной тематике. В результате Суд возвращается к тому же предмету и подтверждает прежнюю позицию (Постановление от 30.10.2023 № 50-П). В подобных ведомственных разъяснениях более предпочтителен взвешенный подход: если позиция КС РФ объективно применима к широкому кругу отношений, то вряд ли следует это отрицать.
2. Отдельные новые решения КС РФ иногда воспринимаются как отход от прежних позиций. Это касается, в частности, налогообложения чистого дохода в рамках налога на доходы физических лиц (постановления от 13.03.2008 № 5-П и от 14.02.2024 № 6-П), а также правовой взаимосвязи социальных взносов и выплат военным пенсионерам (Постановление от 28.01.2020 № 5-П и Определение от 20.07.2023 № 1871-О). Однако в результате дискуссии эксперты пришли к выводу, что в части налога на доходы физических лиц правовая позиция КС РФ не изменилась, новое решение дополняет, а не меняет ее.
Встречаются и примеры, когда КС РФ высказал две противоположные по смыслу позиции в определениях, которыми заявителям отказано в рассмотрении жалоб. Это касается взимания утилизационного сбора в специфичных ситуациях, таких как реэкспорт (определения от 08.06.2023 № 1406-О, от 21.09.2023 № 2173-О).
По мнению участников конференции, важна последовательность в позициях КС РФ.
3. Участники конференции видят потенциал формирования будущих правовых позиций КС РФ по актуальным вопросам правоприменительной практики, которые, в частности, обсуждались на конференции.
3.1. В целях обеспечения правовой определенности и предсказуемости налогообложения на региональном уровне весьма желательна конституционная оценка допустимости формирования на данном уровне дефиниций, влияющих на размер налогового бремени. Схожая проблема – отсутствие четкого и ясного регулирования юридического состава региональных налоговых льгот, обеспечение их стабильности. Актуален и вопрос о пределах, в которых на налогоплательщика возлагается бремя проверки правомерности издаваемых на региональном уровне официальных разъяснений налогового законодательства, а также риска их ошибочности. Эти вопросы затронуты примерно в десяти определениях КС РФ 2023 года.
Выступавшие обратили внимание, что для правильного решения обозначенных проблем необходимо развивать отечественную доктрину публичного права с учетом общемировых правовых концепций, таких как:
- толкование норм права с учетом экономического содержания регулируемых отношений (экономический анализ права);
- соразмерность ограничения прав и свобод;
- защита правомерных ожиданий, создаваемых действиями публичной власти.
По мнению участников, содержание региональных нормативных правовых актов, касающихся налогообложения, не может всецело предопределяться на федеральном уровне, но не должно и порождать произвольное правоприменение. Оно должно быть определенным и соответствовать общим принципам налогообложения.
3.2. Сохраняются противоречия подходов к соотношению НДС и цены договора, к оценке правовой природы требований продавца к покупателю о платеже НДС (несколько определений КС РФ 2023 года).
3.3. Остается неясным соотношение уклонения от уплаты налогов и хищения средств бюджета при декларировании возмещения налогов из бюджета и при подаче уточненных деклараций об уменьшении ранее уплаченных налогов (Определение от 09.03.2023 № 477-О).
Эти вопросы получили некоторую оценку в отказных определениях КС РФ, но она в силу их природы остается неполной, оставляет простор дальнейшему анализу норм с точки зрения конституционных ценностей.
Участники конференции выразили надежду, что правовые позиции по перечисленным вопросам, ожидаемые деловым и научным сообществом, будут сформированы или же что сбалансированные решения по ним найдет законодатель.
Москва – Санкт-Петербург,
19 апреля 2024 года