Обсуждаем проект Резолюции конференции «Налоговое право в решениях КС РФ»
С 5 по 19 апреля 2024 г. на портале Закон.ру проходит конференция. Авторы докладов, участники экспертной сессии в день открытия конференции и члены Оргкомитета разработали проект резолюции конференции.
Предлагаем ее текст к обсуждению. Ваши предложения и замечания просим добавлять в комментариях к посту на портале Закон.ру (под текстом проекта документа). Обсуждение завершится 19 мая 2024 г.
Проект резолюции будет также обсуждаться завтра, 19 апреля, в день закрытия Конференции по окончании экспертной встречи «Конституционные ориентиры правовой определенности налогообложения на региональном уровне».
Проект
Резолюция
XXI научно-практической конференции
«Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»
1. В законотворческой практике распространились случаи, когда выявленные Конституционным Судом РФ несоответствия норм закона положениям Конституции РФ устраняются точечными поправками только ради соблюдения срока исполнения решения КС РФ. При текстуальных изменениях формы, правовое регулирование остается прежним по существу, правовые позиции КС РФ игнорируются, обходятся технической правкой закона.
Это наблюдается, в частности, при реформировании налогообложения в банкротстве, как в части налога на прибыль (Постановление от 31.05.2023 № 28-П), так и в части НДС (Постановление от 19.12.2019 № 41-П). По вопросам объективно сложным, многослойным, выходящим за рамки узко фискального контекста, пробюджетные законотворческие решения заведомо хуже для экономики и правопорядка, чем взвешенные компромиссные позиции КС РФ.
В равной степени сложно согласиться с попытками искусственно сузить правовое значение универсальных правовых позиций КС РФ, поскольку это приводит к росту числа споров по уже рассмотренной тематике. В результате КС РФ возвращается к тому же предмету и подтверждает прежнюю позицию (Постановление от 30.10.2023 № 50-П).
Результаты законотворческой деятельности по исполнению постановлений КС РФ в налоговой сфере заслуживают стать предметом как научных исследований или обсуждений, так и, возможно, оценки самого КС РФ.
2. Вызывает обеспокоенность, что КС РФ в отдельных ситуациях не всегда сам следует своим же позициям. Это касается, в частности, налогообложения чистого дохода в рамках налога на доходы физических лиц (Постановления от 13.03.2008 № 5-П и от 14.02.2024 № 6-П), а также правовой взаимосвязи социальных взносов и выплат военным пенсионерам (Постановление от 28.01.2020 № 5-П и Определение от 20.07.2023 № 1871-О).
Встречаются и примеры, когда КС РФ высказал две противоположные по смыслу позиции в определениях, которыми заявителям отказано в рассмотрении жалоб. Это касается взимания утилизационного сбора в специфичных ситуациях, таких, как реэкспорт (Определения от 08.06.2023 № 1406-О, от 21.09.2023 № 2173-О).
3. Участники конференции видят потенциал формирования будущих правовых позиций КС РФ по актуальным вопросам правоприменительной практики, которые, в частности, обсуждались на конференции.
1) В целях обеспечения правовой определённости и предсказуемости налогообложения на региональном уровне весьма желательна конституционная оценка допустимости формирования на региональном уровне дефиниций, влияющих на размер налогового бремени. Схожая проблема – отсутствие чёткого и ясного регулирования юридического состава региональных налоговых льгот, обеспечение их стабильности. Актуален и вопрос о пределах возложения на налогоплательщика бремени проверки правомерности издаваемых на региональном уровне официальных разъяснений налогового законодательства, а также риска их ошибочности. Эти вопросы затронуты в порядка десяти определениях КС РФ за 2023 год.
2) Сохраняются противоречия подходов к соотношению НДС и цены договора, к оценке правовой природы требований продавца к покупателю о платеже НДС (несколько определений КС РФ за 2023 год).
3) Остаётся неясным соотношение уклонения от уплаты налогов и хищения средств бюджета при декларировании возмещения налогов из бюджета и при подаче уточнённых деклараций об уменьшении ранее уплаченных налогов (Определение от 09.03.2023 № 477-О).
Все эти вопросы получили некоторую оценку в отказных определениях КС РФ, но она в силу их природы остается неполной, оставляет простор дальнейшему анализу норм с точки зрения конституционных ценностей.
Выражаем надежду, что правовые позиции по этим вопросам, ожидаемые деловым и научным сообществом, будут сформированы, или же что сбалансированные решения найдёт законодатель.
Москва – Санкт-Петербург,
19 апреля 2024 года