Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Резолюция XX Международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»

28, Сентября 2023

СОБЫТИЕ: XX Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»,

проходила в СПбГУ, а также на портале zakon.ru, 12–21 апреля 2023 г.

ОРГАНИЗАТОРЫ: журнал «Налоговед», портал «Закон.ру», кафедра финансового права МГУ им. М.В. Ломоносова, юридический факультет СПбГУ.



Резолюция

Участники XX Международной научно-практической конференции обсудили вопросы теории и практики налогового права в решениях КС РФ, принятых в 2022 г., а также перспективы развития налогового права в России.

По итогам дискуссии были сделаны следующие выводы.

1. Конституционный Суд в 2022 г. принял 5 постановлений и порядка 100 определений по вопросам налогообложения.

Как и прежде, в обращениях налогоплательщиков заметно преобладали темы налогового контроля, противодействия уходу от налогов, реализации прав налогоплательщиков. Не снижается и количество жалоб на регулирование поимущественного налогообложения. Однако ни по одной из этих тем в 2022 г. не было постановлений КС РФ.

2. Есть случаи обращения в Конституционный Суд граждан о проверке конституционности норм, фактически примененных судами, но прямо не указанных в судебных актах (определения КС РФ от 29.09.2022 № 2572-О, от 28.02.2023 № 256-О). Суд отказал в принятии таких жалоб к своему рассмотрению, в результате права и законные интересы заявителей остались без защиты. Поскольку это далеко не единичные случаи, следует выработать надлежащий механизм реагирования на них в целях повышения эффективности конституционного нормоконтроля.

3. Конституционный Суд в течение ряда лет высказывает мнение, что полномочия законодателя по выбору критериев установления налоговых льгот ничем не ограничены. Эксперты указывают, что дифференцированное льготное налогообложение на практике может иметь произвольный характер и быть дискриминационным по своему содержанию. Суду необходимо присмотреться к этой проблеме.

4. Правоприменительной практикой подтверждена актуальность законодательного урегулирования оснований и порядка определения действительного размера налогового обязательства (налоговой реконструкции) при применении ст. 54.1 НК РФ. Отказ в проведении полной реконструкции нарушает конституционное право платить только законно установленные налоги и сборы.

5. Очевидная неопределенность положений п. 2 ст. 93.1 НК РФ породила обширную практику произвольного истребования у налогоплательщиков массивов документов вне рамок налоговых проверок.

Позиции КС РФ по этому вопросу остаются декларативными, не влияющими ни на деятельность налоговых органов, ни на подходы судов.

Нормы Налогового кодекса, регулирующие отношения по истребованию документов и информации, не отвечают современным реалиям и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Дискреционное полномочие налоговых органов истребовать у налогоплательщиков документы и информацию при «обоснованной необходимости» должно быть ограничено четкими законодательными рамками и процедурами.

6. В Налоговом кодексе не закреплены принципы налогового контроля. Это очевидный пробел, поскольку для большинства видов государственного контроля (надзора) основные принципы закреплены в гл. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Восполнение этого нормативного пробела будет способствовать укреплению законности в налоговой сфере, лучшей защите прав налогоплательщиков, сокращению налоговых споров.

7. Федеральная налоговая служба на основании п. 2 ст. 89 НК РФ внедряет экстерриториальный подход при проведении выездных налоговых проверок. При этом издержки реформирования административной системы перелагаются на налогоплательщиков, а само перераспределение полномочий контрольных органов регулируется закрытыми ведомственными актами.

Во исполнение ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные акты ФНС России о распределении полномочий налоговых органов подлежат публикации.

В целях полноценной реализации конституционного права на защиту необходимо подтвердить право налогоплательщика обращаться в суд по месту своего нахождения, когда проверяющий налоговый орган находится в другом регионе.

8. Нормативно не урегулирована процедура «восстановления» налоговыми органами ранее списанной налоговой задолженности. Сами эти действия существенно влияют на права и законные интересы контролирующих лиц при привлечении их к субсидиарной ответственности в связи с налоговыми нарушениями должника. Такая процедура должна получить законные основания и пределы.

9. Одновременное применение ст. 119 и 122 НК РФ приводит к нарушению принципов определенности, справедливости и однократности применения мер ответственности. Сферы действия этих смежных норм недостаточно разграничены, что требует конституционно-правовой проверки.

10. Конституционный Суд отказался рассматривать вопрос о начале течения срока давности привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль (Определение КС РФ от 29.09.2022 № 2585‑О). Надо вернуться к проблеме исчисления сроков давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 119 и 122 НК РФ.

Статья 113 НК РФ устанавливает несколько вариантов определения начала течения этих сроков. Любая дифференциация в подходах должна основываться на понятных конституционно-правовых критериях и принципах. В данном случае нет убедительных аргументов в защиту установленных различий.

11. Бывших руководителей компаний-недоимщиков часто привлекают к субсидиарной ответственности. Защита их прав и законных интересов осложнена тем, что налоговые органы отказываются представлять им какие-либо документы, связанные с начислением недоимки. При этом они ссылаются на необходимость сохранять налоговую тайну.

Институт налоговой тайны не может применяться во вред должностным лицам компаний-налогоплательщиков, в том числе бывшим. Отказ представить документы налогового контроля руководителю, возглавлявшему компанию в периоды, за которые доначислены налоги, не соответствует принципам привлечения к юридической ответственности, умаляет право на защиту в состязательном судебном процессе.

12. Налогоплательщики продолжают задавать вопрос о том, могут ли налоговые органы в суде восполнять «отсутствующие» сведения, обязательные к включению в акт проверки и решение налогового органа, однако Конституционный Суд не нашел оснований его рассмотреть (Определение КС РФ от 21.11.2022 № 3195-О).

В судебной практике необходимо сформировать позицию о недопустимости принятия от налоговых органов новых доказательств, не раскрытых перед налогоплательщиком на досудебной стадии, за исключением случаев, когда сам налогоплательщик представил новые и не раскрытые на досудебной стадии доказательства.

13. Излишняя уплата обязательных публичных платежей в бюджетную систему по общему правилу приводит к неосновательному обогащению публично-правового образования. В этих случаях имущественное положение граждан и организаций может быть восстановлено в рамках механизмов как финансового, так и гражданского права.

Как следует из Постановления КС РФ от 08.11.2022 № 47-П, в российской правовой системе применяются в первую очередь публично-правовые механизмы восстановления имущественного положения частных лиц при излишней уплате публичных платежей. Такой подход может быть использован в случаях законодательных пробелов, препятствующих эффективной защите нарушенных прав и законных интересов.

14. Подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в протокольной форме введена плата за одобрение сделок инвесторов из «недружественных» стран по отчуждению акций и долей российских компаний: «добровольный» взнос в федеральный бюджет – не менее 10% от суммы сделки. Фактически установлен новый фискальный сбор, поскольку взимание этого платежа – обязательное условие совершения сделки. Платеж введен с нарушением правил установления обязательных публично-правовых платежей (всех их существенных элементов) только законом.

15. Налоговеды крайне обеспокоены расширяющейся практикой прямого игнорирования законодателем конституционных правил и принципов налогообложения. В частности, это наблюдается при установлении так называемого налога на сверхприбыль прошлых налоговых периодов, то есть с обратной силой.

Налогообложение сверхприбыли характерно и для других стран. Внимание налоговых специалистов привлечено к спору о взносе солидарности (налоге на сверхприбыль), рассматриваемому Судом ЕС. Поскольку демократические принципы налогообложения универсальны, судебная позиция по этому делу будет представлять значительный интерес.