Что наша жизнь — игра… и казино всегда выигрывает
Как бы ни легла фишка -
на чёрное или на красное
- в выигрыше всегда будет Белый
Франсуа Блан
(Blanc по-французски — белый)
Директор казино в Бад-Хомбурге Франсуа Блан, закрутивший колесо рулетки казино в Монако, прекрасно знал правила игры: казино всегда остается в выигрыше.
Этот рассказ о том, как казино способно изменить жизнь человека, оставить след в литературе и живописи, а также при грамотном управлении пополнить казну государства.
Моя устойчивая ассоциация с фразой «Что наша жизнь – игра» связана с детскими воспоминаниями о том, как мой папа с интересом смотрел по телевизору раунды интеллектуального казино «Что? Где? Когда?». И много позже я узнала, что это ария Германа из знаменитой «Пиковой дамы»:
Что наша жизнь — игра,
Добро и зло, одни мечты.
Труд, честность, сказки для бабья,
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.
Пушкину сюжет «Пиковой дамы» подсказал молодой князь Голицын, который сумел вернуть себе проигранное состояние, поставив деньги по совету своей бабки (известной в московском обществе «усатой княгини») на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Исторический это факт или красивый сюжет, порожденный пылким воображением и приукрашенный творческой фантазией, мы вряд ли узнаем.
Рассказанный сюжет лег на благодатную почву, ибо азарт карточной игры был не чужд Александру Сергеевичу. В «черный список» банкометов, составленный московской полицией, Пушкин в 1829 году был внесен под номером 36, в самом списке было 93 участника, большинство из которых закончили свои жизни при совсем не романтических обстоятельствах, часто сопровождаемых казенным домом. Азарт поэта был так силен, что едва не стоил ему членства в Московском Английском клубе, также был поводом для нескольких дуэлей и надолго отсрочил выход первого сборника стихов Александра Сергеевича. Во время карточной игры азартный поэт, когда закончились деньги, поставил на кон рукопись своего первого сборника стихов, подготовленную к печати. Рукопись была оценена в тысячу рублей и благополучно проиграна Никите Всеволодовичу Всеволжскому. Позднее поэт с помощью своего брата Льва Сергеевича сумел вызволить рукопись у Всеволжского, но это уже совсем другая, неналоговая, история.
Там, где азарт, накал страстей и эмоций, всегда появляются посредники, желающие и умеющие извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Не был лишен коммерческой сметливости музыкальный и литературный издатель Федор Тимофеевич Стелловский, предлагавший деньги поэтам, писателям и композиторам в момент величайшего отчаяния по причине проигрыша. Что давало им возможность оплатить долги. Взамен же Стелловский требовал сущий пустяк - художественное или музыкальное произведение. И ведь как изящно были выстроены условия сделки!
Например, в июне 1866 г. Ф.М. Достоевский в оплату предоставленной суммы пообещал Стелловскому до 1 ноября сдать роман на 12 печатных листах. В случае невыполнения условия к издателю переходили права на все произведения, которые Достоевский напишет в ближайшие 9 лет. Стелловский был уверен, что писатель условия не выполнит, роман к означенному сроку не напишет, так как было известно, что Достоевский связан контрактными обязательствами с «Русским вестником», для которого в том момент писал роман «Преступление и наказание». Достоевский сделал невозможное – закончил роман для «Русского вестника» и за 26 дней написал и передал Стелловскому роман «Игрок». Эмоции и события, описанные в романе, были очень близки автору и глубоко прочувствованы. Кажется, это принято называть иронией судьбы, но Стелловский умер в 1875 г., то есть через 9 лет после сделки с Достоевским, именно на такое количество лет он предусматривал получить права на все произведения, которые выйдут из-под пера Федора Михайловича. Что наша жизнь — игра…
«За рулеточным столом в Монте-Карло» Эдвард Мунк,
1892 г. Собрание Музея Мунка, Осло. Открытый интернет — источник
По мнению экспертов, картины норвежского художника - экспрессиониста Эдварда Мунка являются одними из самых мистических и выразительных произведений на тему рулеточной игры. Не будучи ни экспертом в этом вопросе, ни поклонником творчества Мунка, я все же не могу не отметить, что в картине «За рулеточным столом в Монте-Карло» невероятно точно передано эмоциональное напряжение игроков и накал страстей.
Атмосфера тревоги, ожидания, надежды и страха, всех тех чувств, которые обычно сопровождают описание казино, густым туманом покрывает игроков. Именно эта атмосфера является источником солидных доходов для государственного бюджета в тех странах, где азартные игры разрешены. Правительственные регулирующие органы по всему миру пытаются найти баланс между доходами, которые может получить казна в случае легализации азартных игр, и защитой граждан, которые могут стать жертвами игровых страстей.
Каждая страна решает этот вопрос по-своему: от полного запрета азартных игр и жесткого наказания в случае выявления нарушений (ОАЭ, Бруней, Камбоджа, Северная Корея) через локализацию игровых зон (например, Россия, Великобритания, Франция) к официальному полному разрешению казино (США, Индия, Мальта, Монако и др.)
Основным методом регулирования игорного бизнеса в развитых странах является не запрет азартных игр и игорных заведений, а установление требований к порядку их функционирования и условий выдачи лицензий. Например, в штате Невада (США), где находится Лас–Вегас, все лица, вовлеченные в осуществление игорного бизнеса, должны получить лицензию, которая может быть двух типов: ограниченная и неограниченная. Основную сумму поступлений в казну Штата обеспечивают различные налоги и сборы, в частности, налог на прибыль игорных заведений. В некоторых налоговых системах практикуется вмененный налог, величина которого не зависит от дохода казино. В отдельных странах (например, Испания и Словакия) используется комбинация вмененного налога и налога на прибыль. И здесь государство, помятуя о том, что казино никогда не оказывается в проигрыше, ни в чем себе не отказывает.
Хотя истории известны примеры, когда казино приходилось возвращать игроку сумму его проигрыша. Случаи эти редки, потому остаются в памяти казино надолго, иногда даже корректируя правила, принятые в заведении.
Сегодня в казино Монте–Карло можно войти в повседневной одежде, но вот посетителям, одетым в форму, охрана вежливо откажет. Истории этой почти 150 лет: неприметный моряк в будничной одежде проиграл в казино все свои деньги, затем в попытках отыграться принес судовую кассу, которую тоже проиграл. Дальше версии расходятся, по одной из них моряк, оказавшийся офицером стоявшего в гавани корабля, скомандовал «орудия к бою», по другой - на утро в казино пришли офицеры с корабля, потребовав вернуть судовую кассу, а иначе… опять же «орудия к бою». Не в правилах казино возвращать проигравшему его проигрыш, - таков был ответ администрации казино. А дальше с пришвартованного в гавани военного корабля последовал залп, произведенный по горам над зданием казино. Никто из администрации казино не решился проверять, последует ли следующий залп по самому зданию. Это был редчайший случай, когда казино вернуло проигравшему сумму его проигрыша, которая была отправлена на корабль, над которым реял Андреевский стяг. С тех пор в игорный зал Монте-Карло запрещен вход посетителям в форме, хотя по логике вещей следовало бы запретить вход морякам из России.
В истории казино Монте-Карло огромную роль сыграли Каролина Жибер де Ламец, княгиня Монако - женщина целеустремленная, решительная и предприимчивая, и приглашенный ею в качестве менеджера проекта директор казино в Бад-Хомбурге Франсуа Блан, которому и принадлежит фраза: «Как бы ни легла фишка - на чёрное или на красное - в выигрыше всегда будет Белый».
После десяти лет неудачных попыток организовать игорный бизнес, приносящий доход в казну княжества, Каролину Жибер не оставляла надежда, которую удалось воплотить в жизнь гению менеджмента Франсуа Блану. Его проект был столь удачен, что небывалая прибыль казино позволила отменить прямое налогообложение граждан Монако и обязательную военную службу.
Примечательно, что и поныне жителям Монако запрещено играть в казино княжества.
«Казино Монте-Карло. Ставки сделаны» Жан Беро,
1890 (?)г. открытый интернет - источник
Надежда Башкирова