Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Международное и российское налоговое регулирование. Тренды и новые задачи

27, Октября 2023

Круглый стол в рамках Всероссийского налогового форума ТПП РФ 25 октября 2023 г.


Модератор – Михаил Орлов, председатель экспертного совета по налоговому и таможенному законодательству Госдумы

Открывая сессию, модератор отметил, что сфера международных налогов становится ключевой: появляется и планируется много законодательных изменений, компании пересматривают бизнес-процессы, меняют логистические цепочки. При этом в последние годы налоговыми органами закладывается новая культура открытости налогоплательщиков перед контролерами. Эта работа происходила в координации с другими странами, налоговые администрации объединялись для предотвращения уклонения от уплаты налогов. Но в силу политических и экономических причин ситуация меняется.

Юлия Шепелева, зам. руководителя ФНС России, рассказала о координации налоговых администраций в рамках внедрения Pillar 1 и Pillar 2. Так, общие правила в отношении Pillar 2 были опубликованы еще в 2021 г., а к концу 2023 г. только две страны приняли соответствующие национальные законы. В остальных странах идет предварительное опубликование законопроектов, иной активности не наблюдается. Если допустить, что Pillar 2 будет принят в полном объеме, то это подразумевает, что ФНС России должна быть квалифицированной налоговой администрацией. Но шанс что это произойдет - минимальный.
К тому же уплата дополнительного налога планируется в 2026 г. Если в России будут имплементированы нормы Pillar 2, а ФНС России не станет квалифицированной налоговой администрацией, возникнет риск двойного налогообложения: международные группы компаний (МГК) будут уплачивать налог в России и в других странах. В связи с этим ФНС России не отказывается от внедрения domestic minimum tax в России.
Что касается Pillar 1, то 11 октября т.г. была опубликована конвенция – MLC, но для ее подписания необходимо набрать определенное количество голосов от стран, причем наибольшим количеством голосов обладает США. Иными словами, подписание конвенции состоится, если к ней присоединятся США. Позиция ФНС России пока такая - нет смысла подписывать MLC, учитывая, что некоторые страны прекратили с Россией взаимодействие. Для компаний, у которых остается присутствие в «недружественных» странах и (если эти страны подпишут MLC), стоит поделить деятельность на сегменты и показать это в публичной отчетности. Ряд отраслей – металлургия, оборона и др. исключаются из-под контроля – это важно показать, заметила спикер. Она также отметила, что ФНС России всегда активно учувствовала в подготовке различных инициатив на площадках ОЭСР. Но в марте 2022 г. взаимодействие было прекращено, и теперь Служба получает материалы и информацию по Pillars 1 и 2 из публичных источников.

В ходе круглого стола было обращено внимание и на вопросы подготовки отчетности в РФ и за рубежом. Например, летом т.г. был определен перечень корпоративных сведений, которые участники фондового рынка могут по-прежнему не раскрывать в целях защиты от возможных ограничительных мер и перечень оснований, при наличии которых эмитенты вправе ограничивать раскрытие указанных данных (Постановление Правительства РФ от 04.07.2023 № 1102). Но с 1 июля утратило силу Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 351, которое разрешает организациям отказаться от раскрытия годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Рассматривались участниками и вопросы составления глобальной документации и формирования Мастер-файла.

Как представитель бизнеса (компания МТС), Дмитрий Корнев обратил внимание на необходимость стабилизации законодательства. До сих пор нет решения, как бизнес может безболезненно мигрировать из «недружественных» юрисдикций. При реализации налоговой службой принципа внутренней прозрачности компании не хотелось увидеть ужесточения мер административного регулирования, как это произошло с недавними поправками по ТЦО.
Спикер также обратил внимание на складывающуюся ситуацию в логистике: в условиях изменения логистических цепочек, появляется много посредников. Как их участие будет интерпретировать Служба при решении вопросов о применении льгот и ФПД?

Андрей Серов рассказал о практике группы компаний X5 в части оценки сделок с иностранным элементом, обусловленных геополитическими показателями. Обязанность налогового органа – установить действительные налоговые обязательства, однако почему-то они этого избегают и любую выплату дохода в адрес иностранной компании рассматривают как облагаемый доход последней. Налоговым органам нельзя игнорировать СИДН, особенно, с «дружественными» странами. Но по мнению последних, если выявлено злоупотребление, то любой СИДН уже неприменим, даже с реальным ФПД. А реальный ФПД налоговым органом не устанавливается, поэтому иные соглашения вообще не используются.

Участники дискуссии выработали конкретные предложения по изменению законодательства: убрать из законодательства ссылки на «черный» список стран Минфина России; применить к списку требования ст. 5 НК РФ для определения момента его применения; смягчить последствия приостановки СИДН с рядом государств; формулировки готовящихся изменений в НК РФ прописать более четко.
Юлия Шепелева предложила организаторам мероприятия обобщить все предложения и направить их в ФНС России, чтобы Служба могла подготовить ответы.

Видеозапись обсуждения доступна на странице Форума.