Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Трансфертное ценообразование

25, Октября 2023

Сессия в рамках Всероссийского налогового форума ТПП РФ 24 октября 2023 г.

Выступающие:

  • Кадет А.В., начальник Управления международного налогообложения ФНС России;
  • Грундел Л.П., директор научно-образовательного Центра налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ;
  • Леметюйнен И.С., партнер Kept;
  • Шумакова Е.А., партнер КА «Кирьянов и партнеры».

Модератор – Кирьянов А.Ю., заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы ФС РФ, председатель Российского союза налогоплательщиков, руководитель рабочей группы ТПП РФ по косвенному налогообложению.

Открывая сессию, Кадет А.В. рассказала о текущем состоянии внедрения инициатив ОЭСР в национальное законодательство. Так, в отношении Pillar 1 произошли ожидаемые изменения: появился проект многосторонней конвенции. Цель - поделить прибыль от цифровых источников между странами, когда источник привязки формируется не через физическое присутствие самой компании, а через нахождение ее потребителей. Спикер отметила, что наблюдается высокая степень реализации этого механизма в мире, но он сработает только в том случае, если США, как страна, обладающая наибольшим количеством голосов, присоединится к Конвенции. Можно сказать, что другие страны находятся в ожидании.

Кирьянов А.Ю. согласился с необходимостью усовершенствования регулирования «цифровых гигантов». Россия призывает их соблюдать национальное законодательство, но все больше встречает сопротивление в этом вопросе.

Леметюйнен И.С. обратил внимание на Pillar 2. Механизм требует внедрения, поскольку российские компании могут применять льготы, но из-за внедрения минимального налога за рубежом, часть платежей будут уходить в иностранные юрисдикции.

В отношении Pillar 2 Кадет А.В. напомнила, что Россия отключена от межгосударственной дискуссии. И. например, сейчас непонятно, кто будет выдавать решение о том, что российское законодательство соответствует международным требованиям. Она предположила возможность внедрения российского минимального налога в будущем для ограниченного круга компаний, исключая попадание в него субъектов МСП.

Леметюйнен И.С. рассказал о последних изменениях в международном регулировании. Прежде всего, это расширение списка офшорных стран (Приказ Минфина России от 05.06.2023 № 86н). Сделки с компаниями из офшорных стран подлежат контролю в независимости от того, является ли контрагент взаимозависимым. Замечено, что есть российские компании, у которых количество таких сделок значительное, например, компании телеком-отрасли.

В продолжение темы Кадет А.В. отметила, что по данным ФНС России сделок с компаниями из недружественных стран становится все меньше, однако информация об уровне цен все равно должна присутствовать. По мнению спикера, расширение списка Минфина России не может поменять риск-маркеры ФНС России в отношении сделок с офшорными компаниями. Если государство решило, что определенные страны относятся к офшорам и с ними затруднен обмен налоговой информацией – альтернативы правового регулирования быть не может.

Также была затронута проблема отклонения цен при предоставлении российскими компании скидок иностранным партнерам - в таком случае снижение цены обоснованно изменениями конъюнктуры. Кадет А.В. посоветовала компаниям сравнивать цены по своим сделкам. Если есть 100 сделок, 99 из них совершены по рыночной цене, а одна сделка - нет, то, конечно, это вызовет вопросы. В условиях санкций государству трудно определить, когда цена действительно обусловлена новыми логистическими цепочками. Но если изменения объективны и определены макроэкономическими показателями, то переживать компаниям не стоит.

Также обсуждались планируемые изменения. Одно из них - возможность привлечения территориальных налоговых органов к проверке ТЦО по решению ФНС России. Кадет А.В. обратила внимание, что предлагаемая норма (см. поправки Минфина России в целях реализации ОННП) сконструирована так, что инициатива по проверке всегда исходит от ФНС России, а территориальные органы привлекаются в помощь. Таким образом, контроль остается в компетенции ФНС. Леметюйнен И.С. предложил разграничить и закрепить в законе полномочия федерального и территориального органа власти в отношении проверок ТЦО. Однако, по мнению Кадет А.В., такая норма в федеральном законе будет избыточной.

Грундел Л.П. обратила внимание на соглашения о ценообразовании. К его очевидным преимуществам она отнесла определенность налоговой нагрузки, осуществление налогового мониторинга вместо контрольных мероприятий и снижение издержек на налоговый комплаенс. Но такое соглашение, по мнению спикера, не лишено недостатков. Оно не исключает риски выявления в ходе налоговой проверки иных контролируемых сделок. Спикер также сообщела, что на базе Финансового университета при Правительстве РФ проводится исследование о формировании трансфертных цен. Группа экспертов исследует показатели, которые являются эффективными для формирования центров прибыли (страновые, макроэкономические, внешнеэкономические, налоговые, инвестиционные и др.). Из них выявляются те, которые в наибольшей степени могут влиять на цены в трех отраслях промышленности: строительство, ИТ и металлургия. 

Видеозапись обсуждения доступна на сайте Форума.