Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Сказка ложь, да в ней намек… на экономический потенциал и новации в налогообложении

19, Октября 2023

На полотнах Виктора Васнецова буквально оживают сказки, знакомые нам с детства: вот Аленушка кручинится у воды, вот Иван - Царевич с Еленой Прекрасной мчатся на сером волке через сумрачный лес, спасаясь от преследователей. Или Иван - Царевич на ковре - самолете с клеткой, в которой заперта сияющая жар - птица. Знакомые с детства сюжеты.

Сюжет же сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» (в другом варианте «Подземные царства») был не очень популярен у российских школьников, встречавших репродукцию картины «Три царевны подземного царства» в учебниках родной речи. И у меня не рождалось никакой сказочной ассоциации, когда я рассматривала эту картину. Был только детский восторг и восхищение роскошными нарядами двух царевен и горькое сожаление, что младшенькой царских одежд не досталось (она у меня ассоциировалась с Золушкой).

«Три царевны подземного царства» Виктор Васнецов, 1881 г.

Собрание Третьяковской галереи.

Сюжет сказки незамысловат: Иван - Царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, Анастасию Прекрасную, которую похитил Ворон Воронович. По дороге Иван - Царевич встречает трех царевен — Медную, Серебряную и Золотую, которых держал Ворон взаперти. Дальнейшее развитие сюжета предсказуемо…

Из этой сказки Виктор Васнецов и позаимствовал Золотую Царевну, вторая (Серебряная) превратилась в царевну Драгоценных камней (художник счел, что так роскошнее, богаче и эффектнее), Медной царевне и вовсе не нашлось места на полотне, она перевоплотилась в царевну Каменного Угля. Понять, почему так произошло, с чем связаны перевоплощения царевен, поможет история создания картины.

Картина эта была заказной, и заказчик изложил исполнителю не сюжет, а общую идею того, что должно быть отражено на картине. Именно эта идея и заслуживает более детального упоминания.

Савва Иванович Мамонтов, один из богатейших русских промышленников, страстный почитатель искусства и меценат, задумал провести железную дорогу на юг российской империи, к донецким угольным копям. Современники относились к этой идее кто с непониманием, кто просто без одобрения, а иные и со скепсисом и сарказмом. Их вполне можно понять, ведь лесов в империи было много и недостатка в дровах для паровозов не было. Но интуиция и гений предвидения подсказывали Мамонтову, что открывающиеся в середине XIX века рудники, заводы и шахты Донбасса требовали надежных транспортных связей с центром империи и морскими портами.

Экономическим стимулом для постройки железной дороги стала необходимость в более эффективных методах транспортировки угля с шахт Донбасса, тогда только начинавшего осваиваться, в центральные районы страны. Уголь возили на баржах по Дону и Волге, а между этими реками – на запряженных волами повозках (фурах). Савва Иванович увидел потребность в строительстве железной дороги, но не имел единомышленников.

22 апреля 1875 г. российское правительство приняло решение о строительстве Донецкой каменноугольной железной дороги. Обладателем концессии на строительство дороги и стал С.И. Мамонтов, организовавший акционерное общество.

Строительство Донецкой каменноугольной железной дороги было завершено в 1878 г., а кабинет Правления нового предприятия Савва Иванович решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова.

Всеволод Мамонтов, сын мецената, позднее вспоминал: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ передвижения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ богатства недр пробужденного края».

Размышляя над композицией картины, предназначавшейся для кабинета Правления железной дороги, Васнецов выписал образ Царевны Каменного угля, ставшего черным золотом (в конце XIX века в роли черного золота выступал каменный уголь, а не нефть), валютой нового времени и залогом роста на восток сети железных дорог, использующих новый вид топлива.

В отличие от своих старших сестер, младшая царевна изображена в современном для 80-х гг. XIX века приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой - этим противопоставлением Виктор Васнецов подчеркнул, что полезные свойства каменного угля были открыты лишь недавно. Но сколько перспектив таила в себе добыча черного золота как для развития промышленности, так и для пополнения государственного бюджета сначала в виде дохода от концессий, а со временем и как объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых!

Правление Донецкой каменноугольной железной дороги страстной любовью к искусству не отличалось. Замысел Мамонтова и Васнецова оценен не был, картины сочли слишком легкомысленными для того, чтобы украсить ими кабинет Правления (изобрази художник повозку на конной тяге и паровоз, вероятно, им бы нашлось место на стенах кабинета). В результате работы приняты не были.

Широкая публика тоже картину с царевнами не оценила: сказка популярностью не отличалась, да и царевны были не такими, о которых говорилось в ней, а оценить замысел художника, желавшего показать новое индустриальное будущее страны и новые источники для пополнения ее бюджета, публика тоже не смогла. Как не смогла общественность изначально оценить идею Саввы Мамонтова о строительстве Донецкой железной дороги.

Состояние свое, а с ними и общественное положение, здоровье и коммерческий энтузиазм Савва Иванович тоже утратил, будучи позднее обвиненным в растрате при строительстве железных дорог.

«Ковер — самолет» Виктор Васнецов, 1880 г.

Собрание Нижегородского государственного художественного музея.

По замыслу Васнецова и Мамонтова картина «Ковер — самолет» должна была символизировать новый эффективный способ передвижения, который во второй половине XIX века все еще воспринимался, как сказочный. Так же, как и «Три Царевны подземного царства», картина «Ковер - самолет» была признана несерьезной и отвергнута правлением. Но будучи отвергнутыми слишком серьезными членами правления, обе картины обрели бессмертие.


 Надежда Башкирова