Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Вдохновение, капризы, любовь к искусству и… инвестиции

22, Мая 2023

Нет повести печальнее на свете,

чем повесть о Ромео и Джульетте

«Ромео и Джульетта», Уильям Шекспир

В моем личном рейтинге печальных повествований пальма первенства принадлежит вовсе не юным влюбленным, а королю Баварии Людвигу II - странному королю, Людвигу Безумному, королю - лебедю и прочие эпитеты, которыми его наделяли современники и потомки.

Замок Нойшванштайн

На юного и впечатлительного принца Людвига неизгладимое впечатление произвела опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», в фантазиях он представлял себя рыцарем - лебедем и позднее сделал эту красивую и гордую птицу главным мотивом при оформлении своего «сказочного» замка.

Унаследовав баварский трон в 19 лет, молодой монарх много путешествовал по Европе, изучая архитектуру и искусство. Современники отмечали, как увлеченно он чертил планы зданий. Довольно быстро Людвиг II отдалился от государственных дел, дворцовых обязанностей и светских развлечений. Его мыслями овладел проект романтической постройки - замка, парящего в небе, для строительства которого монарх выбрал утес с древними руинами - развалинами двух крепостей. Чтобы сформировать плато на высоте более километра над уровнем моря и понизить высоту утеса на восемь метров, пришлось взорвать верхушку скалы. В сентябре 1869 года был заложен первый камень замка, получившего странное название Нойшванштайн - новая лебединая скала.

Фото из личного архива

Работы по возведению стен замка удалось завершить к 1873 году, строительство сильно затягивалось и многократно превысило первоначальную смету в 3,2 млн. марок. Король, принимавший деятельное участие в разработке, обсуждении и утверждении чертежей замка, лично одобрявший все элементы его внутреннего убранства, сгорая от нетерпения, в 1884 году переселился в еще недостроенный замок, интерьеры которого были пронизаны вагнеровскими мотивами. Но судьбе было угодно, чтобы в этом сказочном замке король - романтик прожил всего 172 дня (в современных реалиях этого срока даже недостаточно для обретения статуса налогового резидента). А далее последовала самая печальная часть истории, когда несчастный эксцентричный романтик был заочной комиссией объявлен неизлечимо душевно больным, низложен и силой перевезен в замок Берг, где буквально на следующий день при странном стечении обстоятельств утонул в водах Штарнбергского озера.

В рекордно короткий срок после смерти своего владельца замок Нойшванштайн был превращен в музей и открыт для всеобщего обозрения. Новый король, отличавшийся немецкой сдержанностью и практичностью, принял решение направить средства, которые платили баварцы и иностранные туристы за возможность увидеть еще не до конца отделанные покои безумного короля, на погашение огромных долгов, которые накопились при строительстве роскошного замка.

К моменту открытия для публики 1 августа 1886 года дворец стоил казне 7,5 млн марок, сумма долгов перед поставщиками и строителями была примерно такой же. То есть сметная стоимость замка была превышена почти в пять раз!!!

За тринадцать лет удалось полностью погасить все долги, включая накопившиеся проценты по ним. И, о, чудо, с 1899 года по настоящее время замок приносит баварской казне неизменную прибыль. Сегодня ежегодное техническое обслуживание замка обходится казне Баварии в 14,5 млн. евро, он является самым посещаемым замком Германии, доходы складываются из стоимости билетов на осмотр замка (13 евро), сувениров с изображением эксцентричного короля - романтика и, конечно же, магнитиков. Добавим к этому доходы от проводимых в замке концертов, на которых исполняются произведения Рихарда Вагнера. В год замок посещает примерно 1,5 млн туристов, что дает немыслимую тридцатипроцентную рентабельность по расходам даже без учета концертов, сувениров и магнитиков.

Комплекс дворцов и парков Петергофа

Другим ярким примером расходов, которые вызывают изумление, а порой и неодобрение у большинства современников, были вложения в воссоздание объектов культурного наследия, ставшие настоящей архитектурной жемчужиной, объектами мирового значения - великолепном комплексе дворцов и парков Петергофа.

Во время Великой отечественной войны Нижний парк был перекопан траншея, а в Верхнем был сделан огромный противотанковый ров. Сам Большой дворец был сожжен в период немецкой оккупации, его центральная часть практически полностью уничтожена взрывом. Дворцы Марли, Монплезир и павильон Эрмитаж были серьезно повреждены.

27 января 1944 года Ленинград был освобожден от блокады, а уже 2 февраля Ленгорисполком подготовил проект решения о первоочередных мероприятиях по сохранению пригородных дворцов-музеев и парков.

Материальные потери Советского Союза за время войны по оценкам экспертов составили 30% довоенного национального богатства страны, в стране разруха и голод, карточки на хлеб… При этом гонка вооружений съедала колоссальные средства, по приблизительным оценкам производство одной атомной бомбы обходилось в 2 млн долл., к концу 40-х гг. на военные расходы в СССР направлялось около четверти национального дохода страны.

И в этой ситуации принимается беспрецедентное решение о необходимости восстановления объектов культурного наследия. Замечу, что это не реализация сценария «хлеба и зрелищ», ибо хлеба не хватало, кроме того сильнейшая засуха 1946 года охватила все зерновые районы на территории нашей страны.

В целом, за период с 1944 по 1955 гг. на реставрационные работы в Петергофе было затрачено 24 млн 318 тыс. руб., что было почти в 4 раза меньше полной оценочной стоимости восстановления дворцово-паркового комплекса (для сравнения, в 1947 г. килограмм хлеба стоил 6,20 руб.). В итоге, полное восстановление всего комплекса, на которое первоначально отводилось 10–15 лет, затянулось почти на 60 лет. Но результат потрясает воображение!

Вид Большого каскада и Большого Дворца, 1942 г.

Фото из архива ГМЗ «Петергоф»

Вид Большого каскада и Большого Дворца, 2019 г.

Фото из личного архива.


 Надежда Башкирова