Налог на имущество: настоящее и будущее кадастровой оценки
Обсудили в рамках ПМЮФ-2023 12 мая
Одна из главных причин роста фискальной нагрузки на МСП – крупномасштабная ревизия администрирования налога на недвижимое имущество. Большинство субъектов микро- и малого бизнеса в России платит налоги в соответствии со специальными налоговыми режимами (в первую очередь - УСН), главной отличительной чертой которых как раз и является четкая фиксация фискальной нагрузки – процент с оборота (прибыли) или конкретная, определенная заранее сумма. Однако с 2014 г. малому бизнесу стал вменяться к уплате налог на имущество, рассчитанный от кадастровой стоимости.
Какие вопросы к проведению кадастровой оценки возникают у предпринимателей сегодня? Необходимо ли совершенствование новой методики оценки? На эти и другие вопросы ответили участники сессии.
Модератор - Андрей Шубин, исполнительный директор общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Выступающие:
Алексей Сазанов, статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ
Алексей Бутовецкий, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Олег Нефедов, судья Верховного Суда РФ
Елена Артюх, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
Евгений Госьков, генеральный директор ЗАО «Бизнес-эксперт» (Алтайский край)
Начала обсуждение Елена Артюх, указав на то, что особо остро нагрузку по налогу на имущество предприниматели почувствовали во период пандемии COVID-19 – независимо от получения доходов от предпринимательской деятельности налог на имущество надо было платить.
Перманентный процесс оспаривания бизнесом кадастровой стоимости – пока обжалуется одна оценка проходит время и вводится новая кадастровая оценка, которая тоже обжалуется – негативно сказывается на бизнес-климате.
Регионы РФ по-разному пользуются правом на снижение налоговых ставок. Оказывается, проблема в бюджетном законодательстве: на сумму выпадающих налоговых доходов снижается бюджетная субсидия – этот механизм надо, по мнению спикера, донастраивать.
Важно закрепить необлагаемый минимум, в Свердловской области есть такое – добавила еще одно предложение выступающая.
Сейчас комиссии, которые рассматривают жалобы на результаты кадастровой оценки имущества, принимают 95,05% решений в пользу заявителей. Но комиссии работают далеко не во всех регионах РФ. Обсуждается передача этой функции в ГБУ – насколько это оправданно? Нужны единые требования к квалификации сотрудников ГБУ, единые регламенты проведения процедур.
И еще одну проблему обозначила бизнес-омбудсмен - по делам об оспаривании кадастровой оценки суды не всегда возмещают судебные расходы, хотя они существенные, причина – заявитель получает налоговую преференцию.
Алексей Сазанов в ответ на поднятые вопросы пояснил, что экономическое основание налога на имущество, даже если оно не используется в предпринимательской деятельности, складывалось исторически. Муниципалитеты несут расходы постоянно – на инфраструктуру, которая в т.ч. связана с этим имуществом.
В части требований бюджетного законодательства спикер пояснил, что любые налоговые льготы предоставляются для развития бизнеса, увеличения налоговой базы в целом. Если субъект РФ предоставляет льготу, значит он ожидает увеличения доходов бюджета, т.е. прирост налоговой базы, которая сбалансирует бюджет из-за выпавших доходов. У каждой льготы тоже должна быть экономическая обоснованность – подчеркнул он.
Развитие налога на имущества планируется на среднесрочную перспективу (3-5 лет) – когда будет наведен порядок с кадастровой оценкой. Планируется переход на уплату налога по всем объектам исходя из кадастровой стоимости. Налоговый орган сам будет исчислять налог и перечислять его в бюджет с ЕНС. Налогополательщику останется только проверить, все и налоговый орган сделал правильно. Также нужно четкое разграничение движимого и недвижимого имущества – добавил представитель Минфина.
Алексей Бутовецкий начал с того, что владеть дорогой недвижимостью хорошо, но возникает вопрос, сколько за нее платить. И только в части налоговой нагрузки всех волнует тема кадастровой оценки. Пока кадастровая оценка не может обеспечить соблюдение принципов налогообложения – это надо решать.
По мнению спикера, многие вопросы сняло бы развитие информационных технологий. Далеко не все правообладатели следят за кадастровой оценкой своих объектов и узнают о ней часто только из налогового уведомления. Хорошо бы заранее предупреждать правообладателей о планируемой оценке, ее ходе. Переход к уплате налога полностью по кадастровой оценке приведет к тому, что правообладатели будут следить за данными о своей недвижимости, их качестве.
Спикер рассказал о проводимой работе по совершенствованию методики оценки – она должна быть понятна и бизнесу, и физическим лицам. Он согласился, что должны быть единый регламент работы ГБУ и требования к их сотрудникам.
Евгений Госьков остановился на переоценке объектов капитального строительства, которая проводится в настоящее время. Он обратил внимание на отсутствие единого подхода в части учета/неучета НДС.
Спикер проанализировал планируемые изменения методики оценки, обратил внимание на нормы, которые увеличат кадастровую стоимость объекта. По его мнению, их еще надо обсуждать с экспертным и предпринимательским сообществом. Также нужен единый срок проведения кадастровой оценки для всех регионов России.
По мнению Алексея Бутовецкого, учитывать НДС – налоговые расходы потенциального правообладателя – при оценке не стоит.
Олег Нефедов остановился на вопросе возмещения судебных расходов на обжалование кадастровой оценке объекта недвижимости. Изначально практика шла по пути не взыскания расходов. Теперь практика изменилась – вопрос взыскания решается в каждом конкретном случае.
Верховным Судом подготовлены поправки в КАД РФ – новая гл. 25.1 специально для дел об оспаривании кадастровой оценке, вопросы с возмещением судебных расходов в ней решены.
В заключение обсуждения участникам сессии была предоставлена возможность задать вопросы выступающим – большинство из них касались разграничения движимого и недвижимого имущества.
Алексей Сазанов предложил бизнес-объединениям подготовить единые принципы разграничения. Алексей Бутовецкий добавил, что ни одна страна в мире не смогла разграничить такие объекты, многие страны пришли к тому, что признают недвижимым имуществом только земельный участок. Он также добавил, что во исполнение поручений Президента РФ и Правительства РФ ведется работа над соответствующим законопроектом.
Видеозапись сессии – на сайте Форума.