Цифровая маркировка как эффективный инструмент на страже защиты прав потребителей
Сессия в рамках ПМЮФ-2023 12 мая 2023 г.
Модератор – Михаил Орлов, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Выступающие:
- Наталия Белова, ответственный секретарь рабочей группы в сфере торговли и защиты прав потребителей при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы исполнительной власти
- Армен Бениаминов, вице-президент «Чистая Линия»
- Антон Гущанский, директор по контрольной (надзорной) деятельности Центра развития перспективных технологий - оператор национальной системы цифровой маркировки «Честный знак»
- Марина Кочнева, заместитель начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Сергей Лисовский, член Комитета Госдумы ФС РФ по аграрным вопросам
- Олег Павлов, председатель организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива»
Участники дискуссии:
- Игорь Ивуленок, заместитель начальника отдела надзора за продукцией в обороте, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу
- Олег Прусаков, начальник Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В начале дискуссии Михаил Орлов рассказал о системе маркировки «Честный знак».
Целями ее создания являются:
- обеспечение законного оборота товаров и их безопасности;
- защита права потребителей и предупреждение действий, водящие их в заблуждение.
Система удобна тем, что позволяет обеспечивать не только государственный надзор, но и общественный контроль через использование приложения «Честный ЗНАК» обычными потребителями.
Антон Гущанский высказался о положительном эффекте введения маркировки и привел данные статистики.
Благодаря введению маркировки на фармрынке в 2021 г. в три раза снизились продажи просроченных лекарств, был остановлен оборот фальсифицированных некачественных лекарств на сумму более чем 1 млрд. руб.
Рынок бутилированной воды обелился на 15%, а рынок производства обуви – на 26%. В табачной сфере удалось закрыть более 26 нелегальных фабрик.
Спикер высказался за то, чтобы бизнес проявлял больше активности в профилактики нарушений, связанных с маркировкой. Например, по согласованию с Минпромторгом России Центр развития перспективных технологий начал пилотный проект, в рамках которого участникам системы стали предоставляться данные о нарушениях, чтобы они могли самостоятельно исправить недостатки в своей работе. В эксперименте участвовало 63 участника, в итоге - снижение количества нарушения составило до 50-99%.
Реформирование института маркировки видится спикеру в стандартизации различных терминов, содержащихся в технических регламентах, ТН ВЭД и др. документах.
Армен Бениаминов поделился опытом участия компании «Чистая линия» в системе маркировки.
Когда появилось решение о введении маркировки на молочную продукцию, были опасения, каким образом можно осуществить маркировку каждого мороженого. Компания выпускает 8-10 тыс. штук мороженого в час, к тому же температурные режимы в разных цехах не позволяли перейти на маркировку быстро. Но в конечном счете, система маркировки показала свои преимущества, в частности, борьба и возможность отследить движение товара (это важно с логистической точки зрения).
Спикер предложил предоставлять участникам информацию о мониторинге рынка продукции, чтобы бизнес не обращался с этой услугой к зарубежным компаниям.
Марина Кочнева согласилась с тем, что благодаря маркировке рынок начинает обеляться по всем направлениям.
Система прежде всего способствует защите потребителей, помогает сделать осознанный выбор и защищает право на информацию о товаре, который они покупают. Система маркировки «Честный знак» помогает соблюдать объективность в проведении контрольных мероприятий (исключается человеческий фактор) и позволяет проводить их более оперативно.
Для контрольных органов наличие системы является большим преимуществом в условиях наличия моратория на проверки. Поскольку контрольный орган физически не может реагировать на каждое нарушение, спикер предложила создать градацию контрольных рисков, чтобы сосредотачивать фокус исключительно на недобросовестных участниках рынка.
Сергей Лисовский признал, что система маркировки нуждается в улучшении.
Например, по замыслу законодателя система маркировки молочной продукции должна была привести к быстрому выявлению контрафакта. Однако выявилась другая проблема: коды маркировки начали покупать нелегальные производители.
Необходимо строго определить объем контрольных полномочий между уполномоченными лицами. Например, на рынке бутилированной воды органы прокуратуры выявили много незаконных предприятий. При этом Роснедра лишь выдают лицензии на добычу воды, но не контролируют объем последующей добычи.
Еще одно предложение по реформированию – распространить маркировку на ветеринарные препараты.
Игорь Ивуленок поделился собственным видением того, как система «Честный знак» помогает в контрольной работе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Система помогает получить информацию о текущем собственнике товара, документах соответствия, установить всю цепочку продавцов, проверить сведения о выводе товара из оборота и получить данные о количестве выпущенной в обращение продукции.
Наталия Белова согласилась с важностью работы системы «Честный знак».
«Маркировка как полезная бифидобактерия организме социально-ориентированного государства. Это аксиома», — отметила спикер.
Однако главное в улучшении системы – ее правильное внедрение. Пока 70% потребителей вообще не смотрят на маркировку товара. Поэтому должна быть выстроена система просвещения потребителей в этом аспекте.
Олег Павлов выступил за расширение полномочий контролирующих органов.
В областях частичной маркировки происходит переток недобросовестных производителей в смежные области. Так, при введении маркировки на рынке бутилированной воды, повысилось количество контрафакта воды для детского пользования, которая не была предметом контроля.
Также спикер предложил расширить контроль на маркетплейсы, которые халатно относятся к проверке того, являются ли поставщики участниками системы.
Видеозапись сессии - на сайте Форума