САР: новые инструменты корпоративного управления и возможности российской юрисдикции
Обсудили в рамках ПМЮФ-2023 11 мая 2023 г.
Каковы последние изменения в законодательстве о специальных административных районах (САР) на островах Октябрьский (Калининградская обл.) и Русский (Приморский край), принятые в период санкционного давления в целях упрощения процедуры редомициляции, снижения регуляторного давления на бизнес, а также предоставления участникам соответствующих правоотношений новых возможностей для развития холдинговых структур?
Каковы текущие проблемы правоприменения, с которыми сталкиваются участники САР, и дальнейшие шаги по развитию регулирования в сфере редомициляции, развитию в целом корпоративных практик в России?
Эти и другие вопросы обсудили участники сессии.
По мнению И.Э. Торосова, первого заместителя министра экономического развития РФ, в целом институт САР сформирован, сейчас идет его донастройка. Он сообщил, что в 2022 г. в три раза больше компаний переехали в САРы по сравнению с предыдущим годом. Сейчас на рассмотрении еще около 40 заявок, к концу 2023 г. должны достичь «цифры» - 250 компаний – резидентов САР.
В 2022 г. «мы реагировали на текущую ситуацию». Дали возможность резидентам защищаться в разных арбитражах, в т.ч. российских. Теперь переезд в САР возможен по одному документу – решению акционеров.
Задача, которая стоит сейчас перед министерством, – расширение правового инструментария для резидентов. Возможно - «докрутить» с налогами. Будем расширять возможности использования многоголосых акций. Планируем введение института инкорпорации компании наравне с редомициляцией, поскольку сейчас не все компании могут реально «переехать» в САР (заблокированы счета и пр.). Кроме того, нужно развивать институт трастов (а не личных фондов) – это сложная, но интересная тема, - отметил спикер.
В настоящее время также обсуждается вопрос переезда в САР не только по решению акционеров, но и по решению совета директоров, большинства бенефициаров.
На вопрос модератора сессии САРы – это внутренние офшоры или нет, А.В. Сазанов, статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ, пояснил, что САРы нельзя сравнивать с кипрскими. Но «в благодарность за переезд в САР» из того же Кипра мы дали льготы компаниям, при этом снижая риск использования агрессивных схем налоговой оптимизации.
Отвечая на вопрос о специальных критериях для международных холдинговых компаний (МХК) – подъемны ли они для бизнеса, сбалансирован ли этот режим в целом - спикер сослался на данные, озвученные представителем Минэкономразвития: судя по количеству зарегистрированных резидентов - критерии адекватны. Он также обратил внимание на то, что цель САР – получение субъектом РФ дополнительных средств для развития территории. Но мы знаем о технических сложностях, с которыми сталкиваются резиденты при реализации имеющихся критериев, к примеру, по соблюдению численности работников.
А.В. Шендерюк-Жидков, сенатор Совета Федерации ФС РФ от Калининградской области, добавил, что САР никогда не предполагался как офшор. Ориентир - на лучшие зарубежные корпоративные практики.
Спикер рассказал, что Совет Федерации 5 апреля внес в Госдуму поправки в НК РФ, которые должны упростить реализацию резидентами САР обязательств, которые позволят использовать предусмотренные законодательством льготы. Резиденты должны иметь широки возможности для инвестиций, причем заранее согласованные с властью.
Варианты возможного инвестирования предложено расширить - кроме недвижимости предметом инвестирования может быть движимое имущество и денежные средства. Регион будет самостоятельно использовать их в соответствии с назначением, указанным в законе, при этом законодательно будет закреплено, что такой объект будет принадлежать региону (муниципалитету).
В планах – решить вопрос реструктуризации бизнеса резидента САР. Бизнес «переехал» в САР в виде многочисленных юридических лиц и теперь хотят объединиться, но «бояться потерять льготы по дивидендам».
Т.М. Кузьмина, первый вице-президент, начальник юридического департамента АО «Газпромбанк», перечислила несколько вопросов, которые стоит решать в ближайшее время: надо улучшать ситуацию с регулированием международных личных фондов. К примеру, сейчас любой доход фонда подлежит налогообложению без вычета расходов. Регулирование вопросов наследования надо переносить в Россию. Есть вопросы с валютным регулированием и субсидиарной ответственностью.
А. Панин, генеральный директор ООО «ПБ-Лигал», добавил, что нужны изменения в законодательство по трастам, обеспечение инфраструктуры для переезда.
П. Шейка, директор Департамента сопровождения специального административного района АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, поделился опытом работы корпорации. Только одна из четырех компаний получила статус МХК – уточнил спикер. Для компаний важен размер инвестиций, поэтому планируемые поправки, которые подготовил Совет Федерации, упростят задачу. В части возможных видов деятельности сотрудников, как критерий соответствия законодательству резидента САР, стоит дать возможность компаниям самим решать, чем заниматься их сотрудникам. Он также добавил, что на Дальнем Востоке есть и другие инвестиционные режимы, т.е. бизнесу есть из чего выбирать.
Видео-запись сессии - на сайте Форума.