Поймай меня, если сможешь!
Этот очерк не о финансовом гении великого махинатора Фрэнка Абаньяла, у него были и прототипы, и последователи. Возможно, менее масштабные и харизматичные, но с не меньшим усердием пытавшиеся минимизировать свои налоговые обязательства. А государство прилагало усилия к выявлению уклонистов иногда с поражавшей воображение креативностью.
Предлагаю перенестись в эпоху новой экономической политики, проводившейся в 1920-х гг. в Советской России и СССР. Это было время масштабных перемен после великих потрясений. Политика НЭПа сменила политику военного коммунизма, главным экономическим содержанием новой политики были замена в деревне продразверстки продналогом, использование рынка и различных форм собственности, проведение денежной реформы, привлечение иностранного капитала в форме концессий, реконструкция рыночных отношений. На время вновь вступила в свои права частная собственность.
Метаморфозы произошли как в частной жизни, так и в облике горожан, особенно, горожанок. Приметой нового послереволюционного времени стала красная косынка, которую завязывали на затылке. Но эта мода на ставшие символом революции кожаные куртки, резиновые боты и парусиновые тапочки была по душе далеко не всем представительницам прекрасного пола, испытывавшим тоску по изящным силуэтам и изысканным аксессуарам.
НЭП ярким вихрем ворвался в городскую моду, в советском журнале мод «Искусство одеваться» (начал выпускаться с 1928 г. как ностальгия о жизни «до») были немыслимые для послереволюционной России рубрики: «Парижские письма» о тенденциях моды, полезные советы о том, как стирать тонкое кружево и чистить лайковые перчатки. В эпоху НЭПа советские модницы подражали кинозвездам немого кино, считая их эталоном красоты и вкуса. Стала возрождаться мода на европейский стиль в одежде, это была ода женственности и триумф красоты. Облаченная в роскошь женщина чувствовала себя яркой, необычной и неповторимой.
Фото с официального сайта арт – проекта «Облаченная в роскошь»
Непосильными налогами навалилось на частника «пролетарское принуждение» уже через год после введения новой экономической политики. Налоги были средством классовой борьбы, а фининспектор стал грозой нэпмана, частный бизнес мог выжить только при сокрытии доходов.
Прекрасный пример налоговой оптимизации путем смены юридической формы ведения хозяйственной деятельности находим мы у Михаила Булгакова в «Роковых яйцах».
Надо сказать, что вдова отца протоирея Савватия Дроздова, скончавшегося в 26-м году от антирелигиозных огорчений, не опустила рук, а основала замечательное куроводство. Лишь только вдовьины дела пошли в гору, вдову обложили таким налогом, что куроводство чуть-чуть не прекратилось, кабы не добрые люди. Они надоумили вдову подать местным властям заявление о том, что она, вдова, основывает трудовую куроводную артель. В состав артели вошла сама Дроздова, верная прислуга ее Матрена и вдовьина глухая племянница.
Налог с вдовы сняли, и куроводство ее процвело настолько, что к 28-му году у вдовы на пыльном дворике, окаймленном куриными домишками, ходило до 250 кур, в числе которых были даже кохинхинки. Вдовьины яйца каждое воскресенье появлялись на Стекловском рынке, вдовьиными яйцами торговали в Тамбове, а бывало, что они показывались и в стеклянных витринах магазина бывшего «Сыр и масло Чичкина в Москве».
В 1926 г. в Советском Союзе вышла книга стихов Н. Агнивцева «Твои наркомы у тебя дома». Цель книги – ознакомление подрастающего поколения с первыми советскими министрами. Приведенная ниже страничка – краткое описание компетенций министра финансов.
Фото из свободных источников интернета.
Именно в эпоху НЭПа отрабатывается технология контроля за расходами граждан с целью экстраполяции на их доходы, которые стремились сокрыть частники, вкусившие глоток воздуха экономической и предпринимательской свободы. Фининспекторы обрели навык слежения за тем, в какие рестораны и как часто ходит нэпман, на какой пролетке разъезжает, в каком ателье одевается его жена и шубу из какого меха она носит. Облаченная в роскошь жена нэпмана могла многое рассказать о его фактических доходах. На основе анализа расходов предпринимателя времен новой экономической политики рассчитывалась примерная сумма его реальных доходов, а в след за ней – сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет Советской России.
Идею контроля за расходами физических лиц пытались реализовать и в конце 90х гг. 20 века с целью получения общей оценки доходов.
Угрожающе выглядели положения Федерального закона от 20.07.1998 № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицам доходов». Этот закон должен быть вступить в силу 24.01.1999, но потом его действие перенесли на начало 2000 гг. и как-то все обошлось....
Призрак контроля за расходами физических лиц стал вновь обретать очертания в наши дни. Итак, поймай меня, если сможешь?
Надежда Башкирова