Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

16, Февраля 2023

Александр Сергеевич воздвиг себе нерукотворный памятник, благодарные потомки стремятся увековечить его память в камне, бронзе и иных материалах, подчас соревнуясь в нестандартности подхода. И если взгляд москвичей и гостей столицы воспринимает памятник Пушкину работы А.М. Опекушина на Пушкинской площади как обязательный атрибут облика столицы, то памятник голове поэта на проспекте Пархоменко в Санкт-Петербурге, напоминающий то ли льва Бонифация, знакомого нам по мультфильму, то ли руины античных колонн, не рождает обычно мыслей о типичном облике северной столицы.

Скамья на Черной речке «Пушкин ушел» и диван с Александром Сергеевичем, погруженным в романтические думы… Какой след оставили налоги в архитектуре, а точнее как они коснулись памятников?

Памятники Пушкину

(фото из свободных источников интернета)

В России объекты культурного наследия освобождены от налога на имущество организаций. Только касается это исключительно объектов федерального значения, да и не каждый памятник является объектом культурного наследия. Экономия на налогах у владельцев памятников, которые могут быть в том числе в частной собственности, - залог выполнения двух условий: памятник должен быть включен в реестр объектов культурного наследия и быть объектом федерального масштаба. Получается, что фраза «красота в глазах смотрящего» в отношении налога на имущество организаций становится весьма относительной и условной.

Следует добавить, что все произведенные капитальные вложения (неотделимые улучшения) в объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. И хотя сухая формулировка закона звучит как «неотделимые улучшения», на практике иногда хотелось бы эти улучшения отделить и вернуть объект к его старому облику без улучшений.

Прелестная головка нимфы музыки Эвтерпы с грустными глазами и изящной прической – барельеф петербургского доходного дома Бадаева, построенного в начале XX века в типичном для этого времени стиле модерн, - обрело монголоидные черты, напоминающие о временах ордынского нашествия на Русь. Upgrade в стиле неудачной пластики от пластического хирурга – шарлатана. Художественная и историческая ценность барельефа объекта культурного наследия утрачена в результате подобной реставрации, но с точки зрения Налогового кодекса РФ есть неотделимые улучшения, которые не облагаются налогом на имущество организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 Доходный дом Бадаева в Санкт-Петербурге

(фото из свободных источников интернета)

Грустную летопись реставраций в стиле неудачных пластических операций, безвозвратно уродующих лицо, а точнее, архитектурный лик городов, можно продолжать и продолжать.

Налоговое законодательство не только России, но и многих стран мира щедро освобождает от налога на добавленную стоимость работы по сохранению объектов культурного наследия. К таким работам, в частности, относятся консервационные, ремонтные и реставрационные работы. За счет данной льготы существенно сокращается стоимость производимых работ, но для получения льготы качество работы значения не имеет, важно только соответствие формальным признакам - работы направлены на сохранение объектов культурного наследия. Законодатель не берет на себя дополнительные хлопоты, в том числе финансовые, по контролю за тем, чтобы историческая и культурная ценность объекта была сохранена.

Одним из печальных примеров такой реставрации стало обретение монголоидных черт древнеримским богом Меркурием, чьи маски украшали угловую часть Торгового дома российского фарфорового короля Матвея Кузнецова. Сложно представить реакцию архитектора Федора Шехтеля, знай он о судьбе своего детища.

Ул. Мясницкая, Торговый дом М. Кузнецова, Москва

(фото из свободных источников интернета)

К сожалению, реставраторы многих стран грешат подобными подходами в работе, утешая заказчика тем, что ему удается сэкономить на НДС, когда факт предоставления льготы никак не связан с результатом работы.

Почти тысячу лет замок Матрера гордо возвышался на холме подле испанского городка Виллармартен в Андалусии, постепенно разрушаясь и теряя свое величие, превращаясь в ничем не примечательные руины. Когда в 2013 году главная замковая башня обвалилась, собственник замка (а замок находился в частной собственности) обратился в местную строительную организацию, пообещавшую провести работы по консервации, ибо разговор о реставрации при такой степени сохранности объекта был уже неуместен.

Налоговое законодательство Испании освобождает работы по сохранению объектов культурного наследия от НДС, что дает возможность экономии 21% от стоимости работ. Только была ли сохранением объекта достройка башни из желтого камня стенами из обычного бетона? Хотя нашлись у такого рода действ горячие защитники, считающие, что новые конструкции эффектно и контрастно подчеркивают границу между историей и современностью. Но тогда с точки зрения налогового законодательства это уже не является работами по сохранению исторического облика объекта культурного наследия, а, следовательно, и льгота по налогу применима быть не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 Замок Матрера, Вилламартин, Испания

(фото из свободных источников интернета)

Все-таки непростая история получается в отношении рукотворных памятников и их налогообложения. 


 

Надежда Башкирова