Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоги, застывшие в камне, или след налогов в архитектуре и градостроительстве

11, Января 2023

«Наша новая Конституция принята
и обещает постоянство;
но в этом мире ничего нельзя сказать наверняка,
кроме смерти и налогов».
Бенджамин Франклин (1706-1790)
из письма 1789 г.к французскому физику Жану-Батисту Ле Рой

Эта фраза о неизбежности двух вещей на свете – смерти и налогов – стала крылатой (хотя у отдельных российских налогоплательщиков формата начала 90х прошлого столетия такая безаппеляционность в постановке вопроса вызывала лишь саркастическую усмешку).

Сегодняшний рассказ о том, какой след оставили налоги в градостроительстве, где практически всегда кроется попытка избежать налогов, что в итоге повлияло на архитектурный облик многих городов.

Типичный Амстердам (фото из свободных источников интернета)

Какой турист не сделает себе на память фотографию отражающихся в водах каналов узких плотно прилегающих друг к другу разноцветных домов? И непременный атрибут исторических построек в Амстердаме – это крюк под крышей. Свой вклад в формирование облика Амстердама внесли географические и экономические факторы.

Высокая цена на землю делала невозможной даже саму мысль о том, чтобы построить в центре города роскошную усадьбу с садом или парком, подъездной аллеей и кругом для карет.

Милый сердцу «Московский дворик» Поленова – а ведь это не окраина Москвы конца XIXвека, это старинный Арбат, которого нам сейчас уже не узнать. Житель Амстердама не мог себе позволить такого размаха. С точки зрения типичного обитателя Амстердама это неконструктивно, нецелесообразно, неразумно … и еще большое количество «не», которые все удачно описываются одним словом – «это дорого».

Московский дворик. Василий Поленов. 1878 г.

Государственная Третьяковская галерея

Вода вместо твердого грунта объясняет плотное прилегание домов друг к другу в Амстердаме, они словно подставляют плечо на случай, когда под одним из домов проседает подмытый грунт, а глубоко уходящие сваи начинают «танцевать». Дорогая земля и высокая ставка земельного налога вынуждали отказаться от таких излишеств, как терраса, дворик с садом и беседкой. Чтобы в тесноватом доме обеспечить приватность всех его обитателей, дом вытягивали вверх. Но как громоздкую мебель протиснуть сквозь неширокие двери и поднять по узким лестницам? Здесь и нужен крюк под крышей, чтобы с помощью лебедки поднять мебель до уровня нужного этажа и внести ее через окно.

Окна достойны особого упоминания. В Голландии существовал налог на окна, который уплачивали владельцы домов с более чем тремя окнами, а если число окон превышало пять, налоговая ставка существенно возрастала. Поэтому архитектурным ответом на фискальную нагрузку стало уменьшение количества окон в зданиях. Влажный и ветреный климат не позволял делать окна огромными, заменяя пару-тройку окон одним большим. Нелегкая задача была у градостроителей: минимизировать фискальную нагрузку, сэкономив заказчику на налоге на землю и окна, разместить все голландское семейство с соблюдением требований приватности, избежать сквозняков, которые могут гулять в доме с огромными окнами, но при этом сделать их достаточными для проталкивания в них мебели. Так налоги и застыли в камне.

Креативная идея взимания налога на окна родилась в 1696 г. в Англии и Шотландии в период правления Вильгельма III Оранского. Изначально налог задумывался как налог на роскошь, ставка была прогрессивной, и возникновение налоговой обязанности связывалось не с площадью окна, а с их количеством. Фактически это был налог на стекло, имевший на туманном Альбионе культурные и социальные последствия, а также повлиявший на развитие промышленности и архитектуры.

Производство листового стекла в начале XVIIвека было дорогостоящим, а с учетом налога и вовсе снижало популярность окон. Именно этим объясняется такое распространение построек, оконные проемы которых наглухо заложены кирпичом. Английские медики приходили к неутешительному выводу, что из-за распространения в стране многоквартирных домов без окон, в них царили мрак и сырость, что приводило к росту разных болезней. Налог просуществовал до 1851 г. и был заменен на домовый налог. Но излишнее увлечение «оконизацией» зданий и надстройка окон на несущих стенах стали способом показать свою финансовую состоятельность.

Творчески переосмыслив опыт туманного Альбиона, Наполеон в 1798 г. ввел во Франции налог на окна, дополнив им уже взимаемый с 1791 г. квартирный налог. Было ли это еще одним способом реализации фискальной функции налогов или попыткой использовать налогообложения в качестве элемента классовой борьбы в послереволюционной Франции, история умалчивает. Налог взимался не только на окна, но и на все внешние отверстия, через которые в помещение проникали воздух и свет. Дерзким ответом на подобную идею налогообложения стало широкое распространение такого архитектурного решения, как «французское окно», служившего одновременно и окном, и дверью.  

Французское окно в Ницце.Анри Матисс. 1919 г.

Фонд Барнса, Филадельфия

Другим примером того, как попытка сэкономить на налогах влияет на архитектурный облик города, являются дома в Египте. Если присмотреться повнимательнее, то в бедных или недостаточно обеспеченных районах встречается немало домов без крыш. Наиболее распространённое объяснение – это следование традиции, когда дети, выросшие и обзаведшиеся собственными семьями, не покидают родительский дом, а достраивают себе жилье в этом же доме, а их дети строят следующий этаж. Так и растут слоями города Египта. Но ответ гораздо прозаичнее, и если и имеет отношение к традиции, то разве что к традиции бороться с утверждением о том, что только смерть и налоги являются неизбежными.

Оставить дом без крыши, создав визуально представление о его недостроенности, и заложив в проектной документации гораздо большую этажность, чем на самом деле, — это весьма простой способ избежать уплаты налога на недвижимость, объектом которого является только завершенное строительство. Засушливый климат не требует крыш, по которым бы сбегала дождевая вода, а потому можно оставлять верхний этаж недостроенным, имитируя желание вернуться к строительству со временем. Иногда в проектной документации заведомо закладывается этажность бóльшая, чем домовладелец планировал построить на самом деле. Потому и выглядят бедные кварталы в Египте, как памятники недострою.

Типичный Каир (фото из свободных источников интернета)


 Надежда Башкирова