Настройка налоговой функции компаний в 2022 году
13 декабря 2022 г. в рамках XVIII Всероссийского налогового форума ТПП РФ «Налоговая политика: взгляд бизнеса и власти» состоялся круглый стол.
Модератор дискуссии – Михаил Орлов, председатель экспертного совета по налоговому и таможенному законодательству ГД РФ.
Выступающие:
• Галина Акчурина, партнер Департамента налогового и юридического консультирования, «Kept» в России и Беларуси
• Ирина Дроздова, начальник Департамента налогового мониторинга «Евраз»
• Людмила Катулевская, директор Управления налогового планирования ПАО «Сбербанк»
• Дмитрий Костальгин, управляющий партнер «Taxadvisor»
• Марина Крашенинникова, начальник Управления налогового мониторинга ФНС России
• Иларион Леметюйнен, партнер Департамента налогового и юридического консультирования, «Kept» в России и Беларуси
• Светлана Павленко, руководитель по направлению мониторинга налогового законодательства и управления регуляторными налоговыми ПАО «ГМК «Норильский никель»
• Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ России»
В начале дискуссии Людмила Катулевская обозначила основной тренд - цифровая трансформация и бизнеса, и налоговых органов. В налоговой функции компаний всё больше появляется сотрудников технических специальностей, готовых настроить внутренние процессы организации с учетом текущих потребностей.
Задачами налоговой функции компании являются: оценка налоговых последствий, структурирование сделок (продуктов), подготовка налоговой отчетности, своевременная уплата налогов и управление эффективной налоговой ставкой. Развитию налоговой функции во многом способствуют принципы, трансформирующие налоговый контроль, среди которых: основы ESG, экосистемность (единая унифицированная система налогообложения компаний-участников группы) и переход от эпохи трендов к эпохе «черных лебедей» (возможность донастраивать внутренние процессы в связи с изменениями законодательства).
Марина Крашенинникова подвела итоги работы ФНС России на 2022 г. и рассказала о планах на 2023 г.
В 2022 г. к налоговому мониторингу присоединились 339 компаний, а с 2023 г. планируется присоединение еще 109. Таким образом, в среднем каждый год к данной форме налогового контроля присоединяются около 100 участников. Преобладают участники из нефтегазовой сферы, электроэнергетики и телекоммуникационной отрасли. Спикер высоко оценила качество подготовки налогоплательщиков к вступлению в налоговый мониторинг.
Она также рассказала о разработанном законопроекте, которым предполагается введение обязательного налогового мониторинга на участников ТОЭСР и организаций промышленного кластера. Планов по введению обязательности данной формы контроля на участников других преференциальных режимов - по аналогии с участниками СЗПК - пока нет.
Иларион Леметюйнен обратил внимание на то, что каждая компания обязана провести оценку своей системы внутреннего контроля (далее – СВК), от уровня организации которой зависит объем первичных документов, доступ к котором обязана предоставлять компания в рамках налогового мониторинга. Так, на начальном уровне организации СВК, объём раскрываемых документов может доходить до 50% всей документации, тогда как на продвинутом уровне он может ограничиться всего лишь 5%.
Представители бизнеса поделились опытом участия в налоговом мониторинге. Ирина Дроздова рассказала, что компания «Евраз» решила вступить в мониторинг в 2019 г. и после двух лет подготовки, стала его участником. Она отметила не только преимущества мониторинга для крупного бизнеса - повышение имиджа налогоплательщика, снижение рисков и затрат и дополнительные возможности и др. - но и обозначила недостатки, среди них: повышенные требования к ИТ-системам компании, дополнительные обязанности участников (предоставление доступа к СВК и др.), значительные доработки СВК за счет предприятия, частая сменяемость (расширение) требований ФНС России к налогоплательщикам.
Андрей Шубин отметил, что малый и средний бизнес (в особенности представители аптечной сферы) выражают желание вступить в налоговой мониторинг, поскольку налогоплательщиков привлекает отсутствие налоговых проверок.
Участники обсудили и другие вопросы – введение с 2023 г. института единого налогового счета, практику «перетолкования» действующих налоговых норм, нарушение налоговыми органами процедурных норм, регулирующих контроль и производство по делу о налоговом правонарушении, а также формирование налоговых обвинений на основании не раскрываемых налогоплательщику документов. Есть проблемы и усвоением смысла налоговых норм. Все признали, что «язык» налоговых законов сложен для восприятия в первую очередь налогоплательщиками.