Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Приданое невесты и свадебное золото

23, Сентября 2022

Невеста, все приданое которой – свежие розы юности, потупила обреченный взор заплаканных глаз. Во взгляде жениха - дряхлого старика со звездой и орденом на груди, важное самодовольство.

Картина Василия Пукирева «Неравный брак» полна загадок и рождает немало домыслов. Две нечетко прорисованные старухи в свадебных венчиках, устремившие цепкие взгляды на жениха. Кто они? Тени умерших жен новобрачного? Тогда судьба юной бесприданницы представляется еще более мрачной. Мы не знаем, как прожила в браке юная Прасковья, но по прошествии 40 лет она оказалась в Мазуринской богадельне, в числе чистеньких и благообразных старушек, которые доживали там свой век.

 

«Неравный брак» В. В. Пукирев, 1862 г. Собрание Третьяковской галлереи.

Есть и еще один небезынтересный персонаж на картине Василия Пукирева – это Закон Российской империи, принятый в 1845 году и запрещавший «вступать в брак лицу, имеющему более восьмидесяти лет от роду». Для совершения церемонии венчания лиц старше 60 лет необходимо было заручиться специальным разрешением архиерея. За сто пятьдесят лет до принятия закона, в 1697 году была издана Патриархом Адрианом инструкция для церковных старост, в соответствии с которой оные «разыскивали» о собирающихся венчаться вдовцах и вдовицах – «не в престарелых ли летах». Оговаривалось также, что «великая разница в летах» препятствует вступлению в брак. Но феномен правового нигилизма и парадокс российской действительности в том и состоит, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Тяжелой была участь бесприданниц, судьба обещала им мало радостей и радужных перспектив. Но и невестам с приданым тоже было непросто, приданое могло не только изменить жизнь невесты, но и повлиять на судьбу целой страны.

В римском праве под приданым понималось специально выделенное имущество, которое вместе с женой переходило в дом ее мужа из дома отца или опекуна. Приданое предоставлялось отцом (опекуном) невесты или любым заинтересованным лицом в целях «облегчения тягот семейной жизни». У сироты все ее наследство становилось приданым. Со времен Юстиниана закон требовал возврата приданого жене в случае расторжения брака, либо передаче приданого наследникам жены в случае ее смерти.

История знает немало примеров, когда приданое перекраивало карту мира, становясь причиной войн и конфликтов. По мнению ряда историков, именно приданое юной красавицы Алиеноры (Элеоноры) Аквитанской через 200 лет после ее свадьбы стало причиной Столетней войны, в результате которой Англия потеряла практически все свои владения в материковой части Европы.

Юная, дерзкая, энергичная, хорошо образованная красавица Алиенора унаследовала в 1137 году Аквитанию и Пуатье от отца герцога Гильома Х. Именно эти земли, превосходившие своей площадью домен короля Франции, Алиенора принесла в качестве приданого супругу, будущему королю Франции Людовику VII.

Аквитания для французской короны представляла интерес не только обширностью территорий, но и экономическим потенциалом. Плодородные земли позволяли выращивать виноград, бойкая торговля вином шла через гасконские порты на атлантическом побережье, а паломники, направлявшиеся через Аквитанию в Сантьяго-де-Компостелло, делали запасы перед трудным переходом через Пиренеи. Таможенные пошлины, акцизы и налоги на доходы полноводной рекой текли в казну герцогства. По прошествии 15 лет брак был расторгнут (формальной причиной развода стало родство третьей степени между Людовиком и Алиенорой, которое, однако, не мешало при вступлении в брак; но существуют и иные версии развода, по которым жизнелюбивая и беспечная аквитанка тяготилась унылой чопорностью двора, нравы которого диктовал король, с детства готовившийся не к управлению государством, а к церковному сану. Как и положено, приданое в виде Аквитании и Гаскони при разводе было возвращено супруге, а французская корона потеряна изрядную долю новых территорий.

В этом же 1152 году неунывающая рыжеволосая тридцатилетняя красавица, богатейшая невеста Европы, вновь выходит замуж. Ее избранником становится юный, энергичный, жаждущий побед и свершений 19-летний граф Генрих Анжуйский, который в 1154 году получает корону Англии, до того времени узурпированную кузеном его матери. С этого момента Аквитания и Гасконь, которые принесла прекрасная Алиенора в качестве приданого, присоединяются к владениям Англии на два с лишним столетия, с чем не сможет смириться Франция.

 

Наследство Алиеноры Аквитанской (Аквитания и Гасконь) на карте Европы в 1030 г. Открытый интернет- источник.

Другой невестой с весьма привлекательным приданым в виде города Альдейгаборга с прилегающими землями была в начале ХIвека дочь шведского короля Олафа Ингигерда. Шведская принцесса должна была выйти замуж за короля Норвегии в качестве гарантии мира 1017 года между Швецией и Норвегией. Но норвежца опередил новгородский князь Ярослав Владимирович (будущий киевский князь и правитель Руси Ярослав Мудрый) и земли Ингигерды, получившие с тех пор название Ингрия, а позже – Ингерманландия (ныне территория Ленинградской области), отошли в его владение. Однако Ярослав Владимирович предусмотрел, что в случае его смерти прежде супруги, приданое возвращается к ней, дабы обеспечить ее безбедную жизнь.

 

Наследство Ингигерды, дочери шведского короля Олафа на карте Европы начала XII века. Открытый интернет- источник.

Отношение к приданому, как к собственности супруги, установленное Юстинианом, и поныне проявляется во многих странах.

В современной Турции сохраняется традиция, когда невесте на свадьбу жених и гости преподносят 22-каратное «свадебное золото». Семья невесты заранее обговаривает количество золота, которое жених обязуется подарить на свадьбу. Эта традиция вносит свою лепту в прочность турецких браков, когда мужу в случае развода бывает горько потерять золото, на приобретение которого он затратил немало усилий.

Золотые монеты в Турции существуют двух видов: декоративные монеты, называемые Ziynet Altin, и монеты Республики, которые называются Cumhuriyet Altını, отличающиеся друг от друга разным весом и, соответственно, стоимостью. Именно монеты Республики или «республиканское золото» и дарят на свадьбу, это золото является собственностью супруги, не признается совместно нажитым имуществом, и в случае развода у нее и остается. Центральный Банк Турции устанавливает цены на монеты Республики исходя из мировых цен на золото и курса национальной валюты, тем самым поддерживая стабильный внутренний спрос на золото, как объект инвестиций. Так старинная традиция способствует укреплению семей, содействует поддержанию стабильного внутреннего инвестиционного спроса на драгметаллы, а в случае развода, обеспечивает женщине финансовую защищенность.


 Надежда Башкирова