Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговый мониторинг: итоги семи лет и взгляд в будущее

02, Июля 2022

29 июля 2022 г. в рамках МПЮФ-2022 состоялась сессия "Налоговый мониторинг: итоги семи лет и взгляд в будущее".

МодераторНаталья Коваленко, партнер юридической компании «Пепеляев Групп», канд.юрид.наук

Выступающие:
- Анна Гончарова, начальник управления налогового администрирования налогового департамента ПАО «ГМК «Норильский никель»
- Ольга Емельянова, руководитель департамента налогового права ПАО «Интер РАО»
- Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ПАО «МТС»
- Марина Крашенинникова, начальник управления налогового мониторинга ФНС России
- Карен Оганян, начальник департамента ПАО «Газпром»
- Андрей Черненко, директор B2G платформенных сервисов «VK Цифровые технологии»

Участники дискуссии:
- Дмитрий Дудко, начальник управления урегулирования налоговых споров ПАО «Лукойл»
- Антон Радаев, начальник управления координации и развития налоговой функции Сбербанк
- Алексей Ракитин, директор проектов налогового мониторинга ООО «Энерджи консалтинг/Цифровые решения»

В начале дискуссии Марина Крашенинникова привела данные статистики. За 7 лет действия налогового мониторинга режимом воспользовались 339 компаний, причем более 200 из них присоединились в последние два года. За этот период составлено и направлено в адрес налогоплательщиков более 140 мотивированных мнений, в суммовом выражении урегулированные позиции превысили 170 млрд. руб. Более 70% всех мотивированных мнений составлены по инициативе налогоплательщиков.

Обсуждая возможность введения обязательности налогового мониторинга, спикер отметила, что планов по принудительному расширению режима у Службы нет, однако его введение для отдельных категорий налогоплательщиков еще будет обсуждаться.

Представители бизнеса рассказали и о своем опыте участия в налоговом мониторинге.
По мнению Карена Оганяня, режим безальтернативный – к нему нужно присоединяться по примеру ПАО «Газпром», который пользуется режимом с 2019 г. На данный момент в системе зарегистрированы 36 организаций, которые уплачивают 70% всех налогов консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Режим позволяет убеждаться, что компании группы соблюдают единые принципы отчетности и выполняют обязательства в соответствии с законом.
Ольга Емельянова рассказала, что ПАО «Интер РАО» присоединилась к режиму «горизонтального мониторинга» еще в 2012 г., а сейчас он стал инструментом взаимного доверия между налоговым органом и налогоплательщиком. За период нахождения в режиме компания получила 6 мотивированных мнений и прошла через одну взаимосогласительную процедуру. По ее мнению, эффект мотивированных мнений в рамках мониторинга очевиден, и он намного превышает те издержки, которые могла бы понести компания. Другими преимуществами является отсутствие камеральных и выездных налоговых проверок, временных и стоимостных издержек. Мониторинг стал также стимулом для развития внутренних систем компании.
Антон Радаев отметил расширение возможности участия в налоговом мониторинге за счет улучшенич условий для потенциальных участников. Он также обратил внимание компаний, которые сомневаются участвовать в режиме, на то, что мониторинг дает возможность для развития. А уже при вступлении в режим необходимо определить его вектор.

Участниками сессии были предложены интересные инициативы в области развития налогового мониторинга.

Дмитрий Корнев при обсуждении системы внутреннего контроля предложил каждой компании разработать порядок расчета налога. Это позволило бы в некотором роде проходить налоговый контроль, если налоговый орган такой порядок подтвердит. И такой путь привел бы к трансформации механизма мотивированного мнения в институт подтверждения расчета налоговой базы. Он также предложил начать дискуссию в бизнес-кругах о структуре методологических документов и формировании стандарта подготовки мотивированного мнения со стороны ФНС России.

Ольга Емельянова предложила создать единую базу вынесенных ранее мотивированных мнений налоговых органов. Она могла бы стать информационным полем для всех участников налогового мониторинга и выявить ключевые позиции налоговых органов. В ответ на это предложение Марина Крашенинникова напомнила, что дискуссия о создании такого банка решений ведется еще с 2016 г, при этом ФНС технически к ней готова - все мотивированные мнения оцифрованы. Однако есть сложность в обезличивании сведений о налогоплательщиках, о которых идет речь в документе. Кроме того, ознакомление с тем или иным мотивированным мнением (со ссылкой на учет этого документа) еще освобождает других налогоплательщиков от пени.

Анна Гончарова предложила сформировать, помимо общей Концепции развития налогового мониторинга, конкретные планы внедрения и развития для того, чтобы у компаний была возможность распределить во времени трудовые и финансовые ресурсы.

По мнению Дмитрия Дудко, стоит отказаться от инициирования налоговой проверки в случае несогласия с мотивированным мнением. Фактически по итогам такой проверки налоговый орган оформляет результаты, полученные в процессе налогового мониторинга. Необходимо дать налогоплательщику возможность обращаться в суд для оспаривания мотивированного мнения.

Алексей Ракитин обозначил недостатки автоматизации системы внутреннего контроля. Сейчас работает более 100 контрольных процедур, некоторые из них обрабатываются вручную и в разных программах, которые не должны противоречить друг другу. Автоматизация процессов должна обеспечить уверенность в качестве данных.