Правовой суверенитет как гарантия национальной безопасности
30 июня в рамках Х Петербургского международного юридического форума прошла сессия "Правовой суверенитет как гарантия национальной безопасности"
Доступна видеозапись обсуждения
Ключевые выводы
Правовой суверенитет — это основа защиты прав самих граждан
«Суверенитет — это не некая абстракция. С моей точки зрения, нарушение суверенитета государства в конечном итоге ведет к нарушению прав граждан этой страны. Поэтому возможность и способность защиты прав граждан — это тоже элемент суверенитета», — председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
«Правовой суверенитет — это исключительно важное, неотъемлемое и обязательное методологическое условие для осуществления самостоятельной правовой политики в интересах общества и государства, национальных интересов на основе принципов права», — полномочный представитель Президента России в Конституционном суде РФ Александр Коновалов.
Международный опыт и сотрудничество
«Мы никогда не скрывали, когда работали с коллегами из ЕСПЧ… они выявляли ошибки, которые мы где-то пропускали… но ошибки… которые реально влияли негативно на права и интересы граждан нашей страны», — полномочный представитель Президента России в Конституционном суде РФ Александр Коновалов.
«В рамках нашей работы в Совете Европы, наверное, Россия была одним из самых дисциплинированных государств, мы очень последовательно выполняли практически все решения, за небольшим исключением. <…> Россия достаточно аккуратно и последовательно стояла на позициях исполнения этих решений», — председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
«Договор о Евразийском экономическом союзе содержит комплекс институтов, призванных противостоять внешним экономическим угрозам. Функционирование единого правового поля Союза невозможно без эффективно действующего института международного сотрудничества и судопроизводства в лице суда ЕАЭС, который успешно реализует, на наш взгляд, предоставленный ему государствами-членами потенциал для реализации целей, определенных статутом суда. Мы рассматриваем огромное количество дел, это и споры, и заявления Евразийской экономической комиссии по предоставлению консультативных заключений, и с каждым годом количество это неуклонно растет», — председатель Суда Евразийского экономического союза Эрна Айриян.
Проблемы
Трансграничная правовая экспансия стран и корпораций
«Сегодня, по сути, многие границы стираются, мы цифровой профиль человека обсуждали уже в рамках этого форума. Мы хорошо понимаем, что в условиях, когда многие страны встали на позицию… экстерриториального собственного права, возможность защитить своих граждан — неотъемлемое качество и способность, которые должно демонстрировать государство, обладающее суверенитетом», — председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
«В самой по себе постановке вопроса [об имплементации зарубежного права. — Ред.] нет большой угрозы, потому что национальная юрисдикция сделала такой выбор, сделала его самостоятельно. Но, с другой стороны, к сожалению, часто по факту за такими экспериментами идут вторыми эшелонами совершенно другие явления — экспансия судов, экспансия практик, экспансия конкретных людей», — полномочный представитель Президента России в Конституционном суде РФ Александр Коновалов.
«Анализ сложившихся в мире реалий показывает наличие опасной тенденции в межгосударственных отношениях, негативно влияющих на правовой суверенитет государств вне зависимости от их собственной воли как субъектов международного права. Имеется в виду так называемое глобальное административное право (global administrative law), источником которого являются не государства или международные и межправительственные организации, действующие на основании Устава ООН, а частные, в том числе транснациональные корпорации. Действия многих из них в правовой сфере, вне всякого сомнения, можно отнести к глобальным вызовам», — председатель Суда Евразийского экономического союза Эрна Айриян.
Решения
Использование институтов международного права с учетом правового суверенитета
«Мы от международного права отказываться не готовы, хотя нам пытаются навязать жизнь по неким правилам. Но я надеюсь, что мы все очень хорошо понимаем, что международное право — это право суверенных государств. <…> Таких суверенных государств осталось намного меньше, чем членов Организации Объединенных Наций», — председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
«Я уверен в том, что обеспечение национальных интересов, обеспечение гуманности и законности правовой политики в стране требует обеспечения национально-правового суверенитета. <…> Суверенитет все равно должен основываться на правде. Он должен основываться на фундаментальных принципах и концепциях добросовестности, справедливости и разумности всего происходящего в праве и всего, что обеспечивает право внутри общества», — полномочный представитель Президента России в Конституционном суде РФ Александр Коновалов.
«Укрепление и развитие международного судопроизводства нашего [Евразийского экономического. — Ред.] союза на основании норм и принципов международного права. И самое главное, кроме этих юридических терминов, по-человечески, надо нам всем быть вместе, не предавать друг друга и бороться», — председатель Суда Евразийского экономического союза Эрна Айриян.
«Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс: www.roscongress.org»
По информации организатора Форума