Практикум конструирования налога от Джанни Родари
Кто из нас в детстве не читал «Приключения Чиполлино»?
Джанни Родари удалось создать социальный сюжет на все времена. Отважный мальчик – луковка борется за права угнетенных; социальная напряженность и несправедливость, классовая борьба, тяготы жизни простых граждан вымышленной страны… и все это преподнесено с изрядной долей юмора и совершенно очевидными симпатиями автора.
Перевод «Приключений» имел невероятный успех в Советском Союзе. В 1961 г. по произведению был снят мультфильм, в 1973 г. вышел в свет одноименный фильм – сказка, в котором сам Джанни Родари снимался в роли автора. Апофеозом поистине грандиозного успеха и признания произведения Родари стал балет «Чиполлино» на музыку Карэна Хачатуряна, премьера которого состоялась в 1974 г. на сцене театре им Т.Г. Шевченко.
Сегодня сама сказка включена в программу начальной школы. Остается сожалеть, что лишь начальной, ведь немало интересного можно почерпнуть, анализирую главу 28 «Синьор Помидор устанавливает налог на погоду»:
«Нижеподписавшиеся, графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что, будучи владелицами воздуха в своём имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трёхсот лир за снег и четырёхсот лир за град».
Ситуация предельно понятна: бюджет истощен, актуален вопрос поиска источника покрытия серьезного дефицита местного бюджета. Выявление дополнительных источников финансирования бюджета – задача, требующая креативного мышления. Один из весьма творческих подходов к ее решению мы находим в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»:
«Зиновьев, захватив горстью бороду, проговорил: — Наложить бы еще какую подать на посады и слободы... Ну, хошь бы на соль... Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал: — На лапти еще налогу нет...— Истинно, истинно, — зашумели бояре, — мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей, — вот и побьем хана...»
С точки зрения теории налогов было бы интересно посмотреть на практическое воплощение налога на лапти: был бы он прямым налогом – налогом на имущество, либо косвенным – налогом с продаж. Но вернемся к графиням Вишням.
Синьор Помидор устанавливает налог на погоду, при этом обращается к суду с просьбой установить арендную плату. Если разобрать природу вводимого платежа, то мы увидим, что по своей сути он ближе всего к сбору за пользование объектами водных биоресурсов, при этом есть в нем и некоторые черты водного налога.
Глава названа «Синьор Помидор устанавливает налог на погоду», стало быть, посмотрим на предлагаемый платеж именно как на налог и попытаемся оценить, возможно ли его включение в налоговую систему Российской Федерации (и это вопрос не праздный в контексте непреходящей актуальности поиска путей повышения налоговых доходов российского бюджета и роста значения не нефтегазовых доходов бюджета). Рассмотрим, какие элементы налога были поименованы Синьором Помидором и обратимся к российскому налоговому законодательству: статья 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» гласит, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
По НК РФ | В сказке |
Налогоплательщик | жители деревни |
Объект налогообложения |
природное явление |
Налоговая база |
стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, в данном случае – физическая, связана с интенсивностью осадков |
Налоговый период |
не определен |
Налоговая ставка |
установлена твердая ставка, абсолютная сумма на единицу базы налогообложения, ставка прогрессивная, увеличивается с ростом налоговой базы |
Порядок исчисления налога |
интуитивно понятен, но конкретно не установлен |
Порядок и сроки уплаты налога |
не установлены |
Даже если мы абстрагируемся от абсурдности самого нововведения, очевидно, что налог в том виде, в каком он предложен синьором Помидором, в налоговую систему РФ не может быть включен, так как не все элементы налогообложения определены, а в соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. То есть в предложенном виде шансов быть включенным в национальную налоговую систему у налога на погоду нет.
Вспоминая реакцию жителей деревни, описанную Джанни Родари, уместно порассуждать о нарушении классических принципов налогообложения, изложенных Адамом Смитом. Из четырех принципов (справедливость, определенность, удобство и эффективность) первые три совершенно очевидно нарушены.
К справедливости по вертикали (к более высоким доходам по мнению А. Смита должны применяться повышенные ставки налога) и справедливости по горизонтали (лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам), о которых принято говорить при обсуждении принципа справедливости, следует добавить еще и социальную справедливость. В этом контексте понятно возмущение жителей деревни:
«Скрипач Груша подтолкнул своего соседа Лука Порея и спросил у него шепотом: - По-твоему, это справедливо, что мы должны платить за град? Ну, я понимаю еще - за дождик и за снег, которые приносят пользу посевам. Но ведь град и сам по себе большое несчастье, а за него требуют самую большую плату!».
Явление, само по себе наносящее большой ущерб хозяйству, приводит к уплате максимального налога по прогрессивной шкале, что не может найти положительного отклика у налогоплательщиков.
Еще один интересный момент, который мы встречаем у Джанни Родари: Синьор Помидор обращается к суду с просьбой подтвердить обязанность жителей деревни уплачивать налог. Для нас здесь важен вопрос правомочности и полномочий судебной власти вносить изменения в налоговое законодательство.
Во всей главе, посвященной введению налога на погоду, сквозит явная ирония Родари по поводу современной ему налоговой системы Италии. Архаичность, фрагментарность и многоступенчатость налоговой системы была устранена реформой 1973–1974 гг., внесшей существенные изменения в структуру налоговой системы. Однако и поныне в Италии сохраняются некоторые налоги, кажущиеся странными, иногда даже абсурдными. К таковым, например, можно отнести налог на триколор, налог на тень, на сбор грибов или введенный в 1904 г. и действующий поныне в некоторых регионах страны налог на болота, являющийся целевым, предусматривающий уплату гражданами взносов на осушение болот и превращение их в полноценных сельхозугодья.
Н.Н. Башкирова