Мытарь, тиун, баскак и фининспектор…
С. Ивáнов, “Баскаки”, 1909 год
Надменный и гордый, осознающий свою власть ордынец – баскак, чувствующий себя уверенно и спокойно под защитой вооруженных и хорошо обученных ордынских воинов, с явным интересом взирает на уложенное на тканом полотне добро, которое отправится в Орду в качестве дани. Перед баскаком и живой товар – связанные юноши и девушки, которых погонят в рабство, либо выгодно обменяют. У полотна с утварью два примечательных персонажа: ордынский сборщик дани и его помощник «из своих», сверяющие предметы по списку. Оба – объекты жгучей ненависти, один, как представитель иноземного захватчика, другой, как его помощник из своих.
Силуэты и позы с невероятной выразительностью передают атмосферу. Характерным признаками работ С. Ивáнова является острое чувство драматизма. Но справедливости ради следует отметить, что несмотря на название «Баскаки», баскак на картине только один - тот самый, что восседает на коне, преисполненный осознания собственного могущества.
Непосредственно сборщиком дани баскак не являлся. Термин «баскак» в Золотой Орде не употреблялся, чиновников с его функциями называли монгольским словом «даруга». На Руси применяли оба термина: даругой называли высшего начальника над всеми поступлениями в казну, в обязанности баскака входило проведение переписей, набор войска, устройство почтовых сообщений, организация сбора податей. То есть на баскака были возложены управленческие функции. Для осуществления полномочий баскаки располагали военными отрядами. Сбор дани в прямую обязанность баскаков не входил. Они были начальниками чиновников, осуществлявших сбор дани в пользу хана: «данщиков» и «пошлинников». Таким образом, на картине С. Ивáнов изобразил данщиков, их помощников из местного населения, баскака и его вооруженный отряд.
В городах Северо-Восточной Руси баскаки появились в конце 50-х гг. XIII века, прибыли они для проведения первой переписи (1257 г.) и организации сбора дани. На основе переписи устанавливался размер ежегодной дани. В сельской местности дань взималась с сохи, в городах к сохе приравнивался двор.
До появления баскаков - официальных сборщиков-надзирателей пока система управления на покоренных землях не было установлена, чтобы процесс шел быстрее и эффективнее, сбор дани отдали на откуп хивинским купцам – бесерменам. Откупщики отсылали в ханскую ставку положенную часть, а всё, что собиралось ими сверх этого, было их личной выгодой. Однако и риски были высоки, чтобы не распрощаться с головой, откупщики объезжали сёла и города в сопровождении отрядов ордынцев.
Что же объединяло баскаков с мытарями и тиунами?
Слово «мытарь» в русский язык пришло из церковнославянского. При переводе Библии так были названы иудейские сборщики податей в пользу римской казны. В библейский период Иудея была римской провинцией, образованной в 6 г. первого века на месте Иудейского царства и просуществовавшая до восстания Бар-Кохбы в 135 г. На одном из библейских сюжетов, демонстрирующих пример налоговой дисциплины, я остановлюсь в следующем эссе.
Общая характеристика, которой наделяли мытарей, - люди алчные и жестокие, которых сограждане презирали за предательства. Разрешение на право сбора с населения пошлин и податей в Древнем Риме можно было купить. Откупщики вносили деньги в казну, а затем собирали их с населения. Мытарство как явление начало складываться в тот момент, когда откупщики начали нанимать сборщиков, оставляя себе доход и передавая им риски профессии. Для достижения своих целей сборщики применяли широкий инструментарий: угрожали расправой, могли отправить в тюрьму и т.д.
Баскак и мытарь, оба собирали дань и пошлины в пользу метрополии. Однако баскаки всегда были представителями Орды не только в силу полномочий, но и по происхождению. Мытари же нанимались из местного населения, стало быть, были ненавидимы за поборы, притеснения и служение иноверцам и захватчикам.
В летописных документах Древней Руси мы встречаем мытников, они собирали плату с купцов за провоз товаров и взимали сбор за право торговли. В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок. Таким образом, пошлины назывались «мыто», сборщики пошлин – «мытники», а таможня – «мытница» или «мытня». С появлением более четких очертаний и границ между княжествами Древней Руси в XII–XIII вв. начали устраиваться таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлины устанавливал князь, мытники входили в княжескую дружину. К слову сказать, название подмосковного города Мытищи произошло от мыто – таможенной заставы, на которой собирали пошлину с торговцев, шедших волоком из Яузы в Клязьму.
Еще один интересный опыт распределения полномочий, связанный со сбором пошлин и податей – тиуны. В результате реформы, проведенной в конце Х в. княгиней Ольгой, активно создавались погосты – небольшие центры княжеской власти, где производился сбор дани («уроков»), что значительно упрощало налоговое администрирование. На каждый погост был назначен тиун - ответственный сборщик налогов. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. В дальнейшем функция сборщика дани за тиуном не сохранилась.
В завершении, перескочив через века, приведу одну стихотворную цитату о представителях упомянутых профессий. В 1926 г. в Советском Союзе вышла книга стихов Н. Агнивцева «Твои наркомы у тебя дома». Цель книги – ознакомление подрастающего поколения с первыми советскими министрами. И Наркомфину посвящены были такие строки:
Водит дружбу он с рублем
И с копейкой всякой,
Чтоб карман твой – серебром
Звякал.
И здесь уже впору обсудить функции налогов и публичные блага, которые государство предоставляет гражданам.
Н.Н. Башкирова