Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

В.И. Суриков, картина «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», или К чему приводит многократное налогообложение

25, Февраля 2022

В коллекции Русского музея (Санкт-Петербург) хранится эскиз неосуществленной картины В.И. Сурикова «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», выполненный в 1915 году, за год до смерти художника. Из курса школьной истории известно, что малочисленная дружина князя Игоря была разбита древлянами, а сам князь – убит. Оставшиеся в живых дружинники привезли в Киев его тело. Несколькими мазками Суриков показал, что в облике супруги князя княгини Ольги скорбь уступает место гневу и решимости мстить врагам. И княгиня отомстила с языческой жестокостью и изобретательностью, попросив жителей столицы древлян Искоростеня отдать ей в качестве откупа от каждого двора по три воробья и три голубя. К каждой птице Ольга приказала привязать тряпицы с зажженной серой, а затем выпустить. Птицы полетели в свои гнезда, и город сгорел.

Согласно летописному свидетельству, князь Игорь отправился в 945 году собирать дань с древлян по настоянию дружины, недовольной тем, что право сбора дани с древлян и уличей было передано воеводе Свенельду за его заслуги в подавлении первого восстания древлян против киевских князей. Когда дружина князя Игоря снова вошла в землю древлян для повторного сбора дани, те попытались мирным путем решить вопрос. Но после провала переговоров древляне перешли к военным действиям, в результате которых дружина киевского князя была практически полностью разбита, а сам князь казнен. С точки зрения древлян, казнь князя Игоря по приговору вече была оправданна и законна.

А что же безутешная вдова, в чьем облике на эскизе Сурикова больше гнева, нежели скорби? Княгиня Ольга мстит по языческому обычаю троекратно: заживо хоронит послов от древлян, сжигает их столицу и, собрав через год многочисленное войско, идет войной на древлян, в результате которой налагает на них тяжелейшую дань, лишает их собственного княжения. Древлянская земля входит в состав Древнерусского государства.

Итак, князь Игорь отомщен, а дань с древлян все-таки собрана. Но, будучи женщиной мудрой, княгиня Ольга задумывается о первопричинах восстания. Осознавая, что спорадичность и многократность обложения, а также силовой метод сбора дани провоцирует восстания и войны, она проводит реформы, направленные на упорядочивание системы налогообложения. Прежде всего, княгиня Ольга вводит так называемые уроки – четко определенные размеры дани с установлением срока их уплаты. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме. Ранее применялось полюдье – ежегодный зимний, с октября по апрель, объезд владений княжеской дружиной, во время которого с одного двора налог мог быть собран дважды. Дань в виде заранее установленных уроков стала более цивилизованной, хотя еще далекой от совершенства, формой сбора налогов. Важный момент реформы: после уплаты дани подданные получали глиняные печати с княжеским знаком. Печать была страховкой от повторного сбора дани. Княгиня Ольга усвоила, к чему может привести многократное и не определенное во времени обложение.

Наконец, еще одно нововведение времен правления княгини Ольги, имевшее значение как для становления налоговой системы Древнерусского государства, так и для развития государственности. Читаем «Повесть временных лет» Нестора: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты…» Погосты – это небольшие центры княжеской власти, где производился сбор дани. Таким образом, административные реформы княгини Ольги способствовали созданию территориальных подразделений, находившихся под властью наместника князя и способных дать отпор любому недовольному политикой и указами княгини. С другой стороны, на территории погостов происходил сбор уроков, что значительно упрощало налоговое администрирование. На каждый погост был назначен тиун – ответственный сборщик налогов. Но о тиунах, мытарях и баскаках речь пойдет в другой раз.

В истории нет сослагательного наклонения, и нам неизвестно, как развивались бы административные и налоговые реформы Древней Руси, не пойди князь Игорь собирать повторно дань у древлян. Тогда бы не был он казнен, княгиня Ольга не стала бы правительницей при малолетнем княжиче Святославе, не горел бы в ней мстительный огонь, но и не произошло бы осмысление причин смерти мужа.


Н.Н. Башкирова