Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О новых технологиях для налогоплательщиков

08, Июня 2021

О том, как цифровизация налогового администрирования повлияла на отношения между бизнесом и органами власти обсудили на сессии «Налоговая система России: образ будущего. Отвечая на вызовы» в рамках ПМЭФ’21. Модератором сессии выступил председатель комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров (запись трансляции доступна по ссылке).

О новых технических возможностях налогоплательщиков.

В ходе дискуссии Петр Медведев, партнер и  руководитель глобальной практики по работе с государственными налоговыми органами, компания EY, обозначил следующую проблему: как бизнес может убедиться в том, что остальные области законодательства «догонят» прогрессивные технологии ФНС России и что будет представлять собой ЭДО – действительно электронный документооборот или обмен электронными сканами бумажных документов?

Михаил Орлов, партнер и руководитель Департамента налогового и юридического консультирования, КПМГ в СНГ, добавил, что в будущем необходимо свести к минимуму взаимодействие налогового инспектора и налогоплательщика и, более того, обновить действующие нормы НК РФ с учетом проведенной цифровизации. Это замечание корреспондировало ранее высказанной позиции главы ФНС России Даниила Егорова о том, что в настоящее время такие изменения содержатся только в статье, посвященной личному кабинету налогоплательщика, а должны быть распространены на все налоговое законодательство.

В дальнейшем Даниил Егоров отметил, что долгое время Служба развивала электронный документооборот в сегменте b2g, то есть при онлайн-взаимодействии с бизнесом. Однако данные рождаются не при контактах бизнеса и государства, а при работе налогоплательщиков друг с другом. «Если не будут решены вопросы в этом сегменте, то это всегда будут тяжелые и неудобные процессы. Мы проанализировали международный опыт и увидели, что каждый раз, когда государство ставит свой интерес впереди, получается дорогая, тяжелая, неудобная технология, вызывающая максимум сопротивления. Мы поняли, что если мы предоставим комфортную инфраструктуру, то сделаем благо не только для налогоплательщиков, но и для государства», - указал он.

Поэтому деятельность Налоговой службы по развитию системы ЭДО направлена именно на то, чтобы в первую очередь удовлетворить интересы налогоплательщиков. Они получат не только комфортное налоговое администрирование, но и конкурентные преимущества за счет ускорения своих бизнес-процессов. «При правильном построении ЭДО у Службы и бизнеса просто не будет необходимости в коммуникации. Кроме того, кратно сократятся издержки на обслуживание российской налоговой системы», - заявил Даниил Егоров.

Антон Силуанов, министр финансов Российской Федерации, добавил, что Служба совершила технологический прорыв, тем самым сподвигнув власти внести изменения в НК РФ или разработать новую редакцию кодекса в целом. «Если раньше учетом и исчислением налогов занимался налогоплательщик, а Служба его только проверяла, то теперь их роли переменились. Этот переворот сознания ведет к внесению изменений в законодательство, которые сделают его более комфортным для налогоплательщиков. Упрощение администрирования позволит упростить работу бизнеса, что мотивирует его развиваться и расти, а значит – платить больше налогов», - сообщил он.