Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О донастройке налоговой системы

08, Июня 2021

Перспективы развития и трансформации налогового администрирования и законодательства обсудили на сессии «Налоговая система России: образ будущего. Отвечая на вызовы», модератором которой выступил председатель комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров. Дискуссия прошла в рамках ПМЭФ’21 (запись трансляции доступна по ссылке).

О донастройке налоговой системы.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников отметил, что проводимая государством налоговая политика не должна препятствовать росту компаний. В настоящее время существует ощутимый разрыв между системами налогообложения для МСП и общей главой 25 НК РФ для ряда сфер и направлений, в первую очередь, для секторов, где высока доля затрат на фонд заработной платы. Наличие такого разрыва дестимулирует компании становится публичными. Проведенных модификаций в отношении переходного налогового режима (потолка в 200 млн руб. и ставки в 8%) оказалось недостаточно, что выяснилось в ходе диалога ведомств с бизнесом.

Как заявил господин Решетников, основным вызовом в рамках исполнения поручения Президента РФ является необходимость сделать так, чтобы конъектурные доходы бизнеса были направлены на инвестиции. Вместе с тем, изменение налоговой нагрузки в сторону её увеличения в кризисный период приведет к остановке экономического роста в стране. В то же время, законодатель не может позволить себе и её снижение – это негативно отразиться на налоговой базе регионов.

Комментируя выступление Максима Решетников, господин Макаров подчеркнул, что зачастую власти пытаются решить налоговым законодательством все экономические проблемы страны, которые напрямую с налогами не связаны. В чем выражена необходимость донастройки налоговой системы, если она уже работает хорошо? Возможно, необходимо донастраивать то, что работает плохо? Максим Решетников согласился с комментарием модератора и добавил, что налоги не должна являться универсальным инструментом по решению экономических проблем государства.

Отвечая на вопрос о необходимости донастройки налогового законодательства, глава ФНС России Даниил Егоров сообщил, что ведомство научилось работать без четкого описания каждого отдельного действия. «Мы сейчас много говорим о том, чтобы государство делало максимум сервисов, а что это такое? Это кастомизация под каждого человека и очень большая гибкость. А как можно описанием каждой отдельной процедуры ее обеспечить? Получается, что есть правоотношения, в которых мы созрели до того уровня, что нам достаточно просто формировать принципы», - рассказал он. Пример тому – налоговый режим для самозанятых.

Отражая позицию бизнеса по вопросу о том, чего предприниматели ожидают от донастройки налоговой системы, Тадзио Шиллинг, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса, пояснил, что бизнес ожидает от государства выполнения следующих целей: поддержания восстановления экономики в условиях криза и решение текущих открытых вопросов в области налогообложения. В первом случае, бизнес просит государство не увеличивать налоговую нагрузку, а также усовершенствовать систему услуг для налогоплательщика, сделав её менее затратной. Во втором случае, бизнес ожидает, в частности, что в результате пересмотра СИДН будет достигнут разумный баланс между интересами государства и интересами «белого бизнеса», который не использует другие юрисдикции для вывода капиталов из страны.

Игорь Лотаков, управляющий партнер в России и странах Евразии, PwC, добавил, что в настоящее время бизнес стал более социально ответственным и понимает, что донастройка налогового законодательства неизбежна. Об этом свидетельствуют две повестки: локальная (необходимость в поощрении инвестиций и предотвращении вывода капитала) и международная (обложение цифровых активов). С учетом изложенного, бизнес сейчас нуждается в диалоге с государством и в предсказуемой налоговой системе.