Деофшоризация: борьба с оттоком капитала и повышение инвестиционной привлекательности России
Деофшоризация: борьба с оттоком капитала и повышение инвестиционной привлекательности России
4 июня в рамках ПМЭФ’21 состоялась дискуссия по этой теме. Модератором дискуссии выступил Михаил Орлов - партнер, руководитель Департамента налогового и юридического консультирования, КПМГ в СНГ (запись трансляции доступна по ссылке).
В начале обсуждения модератор пояснил выбор темы: в прошлом году был принят целый комплекс мер, направленных на решение задачи по деофшоризации российской экономики. В частности,
- пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с рядом стран,
- углублен международный обмен налоговой информацией,
- разработан ряд стимулов для привлечения налоговых резидентов в страну,
- упрощен порядок уплаты налогов для владельцев контролируемых иностранных компаний,
- совершенствуется налоговый режим в специальных административных районах во Владивостоке и Калининграде, в том числе за счет упрощения переезда международных холдинговых компаний в эти районы и снижения ставок по ряду налогов.
Вместе с тем, как повлияют принятые меры на ведение бизнеса в России? Станут ли САР для бизнеса альтернативой зарубежным офшорам? Или необходимы дополнительные меры для стимулирования перевода активов в российскую юрисдикцию?
Заявленные модератором вопросы прокомментировали спикеры:
Антон Алиханов - губернатор Калининградской области;
Николай Журавлев - заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
Павел Коломенский - первый заместитель председателя Комитета по налоговой политике РСПП;
Алексей Сазанов - статс-секретарь – заместитель Министра финансов РФ;
Александр Шендерюк-Жидков - директор ООО УК «Содружество».
О промежуточных итогах деофшоризации.
Алексей Сазанов отметил, что по итогам кампании государство в лице ФНС России, несмотря на небольшие налоговые поступления в бюджет от контролируемых иностранных компаний в общей сумме 5 млрд руб. за все время её проведения, приобрело пласт информации о КИКах и смогло детально разобраться в структуре управления в них. Господин Сазанов добавил, что промежуточные результаты деофшоризации он оценивает как удовлетворительные, поскольку экономика стала прозрачнее, а налоговое администрирование – эффективнее.
Николай Журавлев добавил, что процесс деофшоризации крайне важен для России. За прошедший год пандемия только усугубила ситуацию по борьбе с оттоком капитала – объем денежных средств, выведенных в офшоры, составил более 50 млрд руб. Такое положение дел, по мнению господина Журавлева, недопустимо, поскольку налогообложение должно оставлять капиталы в стране и направлять их на развитие государства, а не позволять выводить капиталы в виде дивидендов в другие юрисдикции, как успела продемонстрировать металлургическая отрасль.
О формировании привлекательности ведения бизнеса в России.
Для достижения цели по формированию привлекательности ведения бизнеса в России, как отметил Алексей Сазанов, необходимо решить две ключевые задачи:
- в первую очередь, необходимо устранить существующие в других юрисдикциях привилегированные условия для контролируемых иностранных компаний (в части налоговой оптимизации) путем дальнейшего пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения.
В ближайшее время, как анонсировал господин Сазанов, планируется пересмотр соглашений с Швейцарией, Сингапуром и Гонконгом. В случае успеха Россия сможет получить контроль над более чем 90% выплат, совершаемых в транзитных юрисдикциях.
- во вторую очередь, после проведения подобного налогового «выравнивания» законодателю необходимо создать дополнительные стимулы внутри страны в виде упрощения налогового администрирования.
Николай Журавлев добавил, что при пересмотре соглашений об избежании двойного налогообложения законодателю необходимо подумать о создании комфортных переходных режимов для российских резидентов и внести соответствующие поправки во внутреннее законодательство.
Павел Коломенский, выражая позицию бизнеса по отношению к политике деофшоризации и улучшению инвестклимата в России, отметил, что бизнес нуждается в стабильности и предсказуемости. Любые дополнительные изъятия в настоящее время демонстрируют обратное. В подтверждение своих слов господин Коломенский привел рост ставок по всем основным налогам (НДФЛ, НДС, НДПИ), а также существующую международную повестку, которая может негативно влиять на настроения иностранных инвесторов. С учетом изложенного «игра в долгую» для бизнеса в России уже становится непрогнозируемой. О нестабильности системы также свидетельствует появление такого уникального и радикального инструмента как СЗПК – его наличие фактически подтверждает, что существующие экономические процессы внутри страны непредсказуемы, и государство это осознает.
Подводя итог вышеизложенному, господин Коломенский обобщил те меры, которые необходимы предпринять государству для формирования привлекательности ведения бизнеса в России:
- отказ от молниеносных негативных изменений налогового законодательства;
- возврат к стабильной нагрузке докризисного уровня;
- обсуждение налоговых преференций в отношении инвестпроектов.
О САРах.
Николай Журавлев отметил, что в настоящее время «очереди» в САРы мы не видим. Очередной законопроект, вносящий изменения в законодательство о САРах, пока слабо продвигается в Правительстве РФ и Госдуме. По мнению господина Журавлева, главное, что необходимо предусмотреть законодателю в отношении САРов – это возможность для компании сохранить действие норм законодательства и правил корпоративного управления того государства, из которого переехал резидент.
Отвечая на вопрос модератора о том, как наличие САРа повлияло на развитие Калининградской области и какие изменения с появлением подобного района может отметить губернатор, Антон Алиханов отметил, что остров Октябрьский, будучи САРом, привнес в региональный бюджет субъекта 276 млн руб. В настоящее время на острове зарегистрировано 43 резидента из 46 резидентов – существующих международных холдинговых компаний в стране. Подобный гигантский разрыв между количеством зарегистрированных резидентов на островах Октябрьский и Русский господин Алиханов объяснил тем, что Калининградская область территориально расположена ближе к центрам деловой активности РФ, что повышает её привлекательность в глазах инвесторов.
Антон Алиханов добавил, что законодательство о САРах нуждается в изменениях в части введения норм о семейственных фондах. Последние нуждаются в специфическом регулировании, основанном на международном опыте, отличным от действующих норм российского гражданского права.