Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Эффективная налоговая функция: как создать?

15, Октября 2018
А.В. Торопцев,
руководитель налогового департамента компании Teva

Известный налоговый специалист Антон Викторович Торопцев делится своими наработками в создании эффективного для бизнеса налогового менеджмента, выявляет тенденции правоприменения, оценивает судебную практику по налогам

 

О налоговой функции

— На профессиональных мероприятиях Вы делитесь опытом создания действенной налоговой функции в компаниях. Почему выбрали для себя такую тематику?

— На конференциях, как правило, обсуждаются проблемы применения законодательства, судебная практика и подходы налоговых органов, но неполно раскрывается вопрос, каким образом налоговым отделам компаний подстраиваться под новые реалии.

Выбирая такую тематику, я пытаюсь обобщить как собственный опыт, так и опыт моих коллег по управлению налоговой функцией, повышению ее эффективности и внедрению новых технологий и подходов. Такое обобщенное представление полезно для налоговых и финансовых руководителей и помогает посмотреть на имеющиеся в компании процессы с другой точки зрения.

 

Биография

Окончил Военный университет Министерства обороны РФ по специальности «лингвист, референт-переводчик» и Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «международные экономические отношения».

Обладает квалификацией «преподаватель высшей школы».

Работал консультантом по сделкам слияний и поглощений в PwC, налоговым менеджером и возглавлял финансовый Общий центр обслуживания (ОЦО) в «Бритиш Американ Тобакко Россия», управлял налоговыми отделами в компаниях «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» и «Алибаба Груп».

Постоянный участник профессиональных налоговых и финансовых конференций.

 

— Налоговая функция — это?..

— Это совокупность факторов. Изначально необходимо четко определить функционал, задачи и, что немаловажно, стратегию департамента. Стратегия и будет включать в себя определение направлений работы по планированию, поддержке бизнеса и его защите с точки зрения налогообложения.

Исходя из своего опыта работы в разных компаниях и индустриях, я вывел четыре основных направления работы департамента: налоговая эффективность; налоговое планирование; налоговая поддержка; налоговая защита.

И они не работают каждое по отдельности, надо покрывать все зоны для наибольшей результативности.

 

О тенденциях в налоговой сфере и налоговом менеджменте

— Какие основные тенденции в налоговой сфере Вы бы сегодня выделили?

— Первая и самая чувствительная для бизнеса тенденция — это прозрачность.

Налоговые органы получили доступ к огромным массивам данных, которые они достаточно успешно обрабатывают и используют. С налоговой точки зрения мир становится существенно меньше. Об этом я говорил два-три года назад и продолжаю говорить сейчас. Причем тенденция на усиление прозрачности бизнеса для налоговых органов ничуть не теряет своей актуальности. Мы видим, как из черных списков Минфина России и ФНС исчезают юрисдикции, которые всегда считались офшорными, закрытыми.

Дополнительно налоговые органы путем внесения поправок в законодательство обязывают компании раскрывать операции не только на локальном, но и на групповом уровне. Примерами служат страновой отчет, отчетность по ТЦО, декларирование отчетности КИК.

Вторая тенденция — цифровизация.

В нашей стране Федеральная налоговая служба сама толкает бизнес в эту сторону, начиная с обязательного требования по представлению налоговых деклараций в электронном виде и заканчивая созданием стандартных электронных документов. Сейчас ФНС выпускает приказы с форматами документов, предусмотренных только для электронного оборота. Думаю, проще перечислить компании, еще не перешедшие на электронный документооборот, чем те, которые им активно и успешно пользуются.

Третья тенденция — повышение качества работы налоговых органов.

При всех комментариях о пробюджетном подходе налоговиков и судов нельзя не отметить повышение качества. Споры с налоговыми органами выходят на более высокий уровень, когда обсуждаются вопросы сущности сделок, а не их оформления. При таких изменениях налоговые департаменты должны многосторонне оценивать операции компании, причем еще на этапе планирования операций и ни в коем случае не по факту. Зачастую результаты позднего определения рисков для компании мы видим в судебной практике.

Четвертая тенденция — усиление ответственности руководства компаний.

В последние два года специалисты активно обсуждают, детально отслеживают этот вопрос. И здесь роль налогового департамента в защите компании от потенциальных и реализовавшихся рисков крайне значима. В таких ситуациях необходимо знать не только налоговое, но и административное, уголовное законодательство, процедуры банкротства.

— Область ответственности налоговых менеджеров и других сотрудников компаний, отвечающих за налоговую функцию, также изменилась?

— В первую очередь изменения коснулись налогового контроля отчетности. Существующие системы позволяют налоговым органам анализировать данные деклараций почти в реальном времени.

Упомяну здесь и АСК НДС, которая позволяет отслеживать потоки товаров по всей цепочке поставок.

— Поделитесь опытом, как ваша компания реагирует на цифровизацию. Какие из имеющихся инструментов используются, разрабатываются ли собственные системы учета, контроля, происходит ли автоматизация текущих процессов, как боретесь с рутиной?

— Современные технологии помогают делать налоговую функцию более эффективной, автоматизировав non-value-adding-действия и позволяя сфокусироваться на важном.

Это касается почти всего: электронного документооборота, согласования контрактов, составления отчетности, отслеживания судебной практики — arbitr.ru, casebook и прочие подобные сервисы. И многого другого.

Некоторые компании отдают часть функционала на аутсорсинг или создают общие центры обслуживания — ОЦО, что помогает в первую очередь избавиться от рутины. В конечном счете это приводит и к экономии бюджета, и к существенному повышению качества налоговой функции в целом.

Мы в нашей компании автоматизируем процессы. Инструменты используются самые разные и современные: от автоматизации учета до совместной удаленной работы.

 

О прогнозировании налоговых рисков

— Вопрос о подходах к анализу и прогнозу налоговых рисков. На семинарах Вы рекомендуете отслеживать «позицию налоговых органов». Имеются в виду письма ФНС России?

— Формально да, письма ФНС. Однако мы в своей практике смотрим не только на них.

Есть разные источники информации: это и решения судов, в которых мы внимательно читаем позицию и то, как она преподносится налоговым органом, и решения ФНС по жалобам — сервис, который не так давно появился на сайте Службы и служит хорошим источником для анализа подходов налоговиков по различным вопросам.

— Какую судебную практику вы учитываете, входят ли в нее отказные определения судей ВС РФ?

— Почти всю, что касается деятельности компании. Начинаем, безусловно, с индустриальной специфики и анализируем решения судов от первой инстанции и до мотивировок отказных определений Верховного Суда.

— Изменилась ли роль практики арбитражных судов округов после упразднения ВАС РФ?

— Роль решений окружных судов всегда была существенной, но в последнее время мы наблюдаем меньшую последовательность при их принятии.

Нередки случаи, когда суды принимают противоположные решения по идентичным на первый взгляд делам. В таких случаях специалисты должны понимать не только мотивацию суда, но и детали фактических обстоятельств конкретного дела. Но иногда анализ дела и его потенциальных последствий для компании осложняется тем, что суд не описывает детали спора.

— Среди предлагаемых вами инструментов анализа и прогноза рисков — «индустриальное взаимодействие». Что имеется в виду?

— Подразумевается общение налоговых специалистов компаний одной индустрии. Здесь не стоит путать такие встречи с мероприятиями, организуемыми консалтинговыми и юридическими компаниями, на которых дается хорошее представление о действующем законодательстве и судебной практике.

В 2014 году мы впервые организовали круглый стол для налоговых специалистов автомобильной отрасли. Идея была в том, чтобы профессионалы могли обменяться опытом в формате открытой дискуссии. Мы сознательно не делали презентаций и обзоров. Основной акцент ставился именно на обмене опытом при взаимодействии с налоговыми органами и подходами к решению проблем бизнеса.

На первом круглом столе собралось не так много компаний, дискуссия получилась несколько скованная. Однако на следующих встречах присутствовали почти все, кто представлен на российском авторынке. Обсуждались вопросы проведения налоговых проверок, спорные аспекты налогообложения, применения изменений законодательства с учетом специфики отрасли, практика разрешения споров и так далее. Было видно, что такие встречи полезны, позволяют специалистам разных компаний познакомиться, увидеть друг друга, что подталкивает к дальнейшему общению и вне мероприятия.

Позже формат менялся, но суть его осталась прежней. Насколько мне известно, это мероприятие существует и сегодня и по-прежнему приносит пользу автомобильной индустрии.

В создании и проведении подобных встреч я вижу прямую пользу для бизнеса: появляется возможность вырабатывать согласованные подходы в индустрии и решать проблемы, делясь опытом с коллегами.

— Когда не удается справиться собственными силами, компания привлекает налоговых консультантов. В каких случаях вы к ним обращаетесь?

— Как правило, это сложные комплексные кейсы, где мнение эксперта необходимо. В первую очередь это нужно для снижения потенциальных рисков, например при сопровождении налоговых проверок. Проверяющие стали изобретательными, и налогоплательщики должны учитывать очень много нюансов. А налоговому менеджеру компании зачастую трудно все предусмотреть, ведь у него помимо проверки есть и текущие задачи.

Как показывает и судебная практика последнего времени, «доктора» лучше все-таки приглашать в начале процесса, а не когда «болезнь» уже прогрессирует — на стадии судебного разбирательства.

— И напоследок. Что можно посоветовать коллегам, которые прислушались к Вашим советам и решили оптимизировать налоговую функцию компании?

— Во-первых, следует пересмотреть или сформулировать, если раньше это не было сделано, саму налоговую стратегию компании.

Во-вторых, надо пересмотреть функционал и особенно внимательно оценить наличие ресурсов и состав того, что делает налоговое подразделение.

Если ранее вы в большей степени ограничивались разработкой общих правил и оценкой налоговых рисков по результату сделки или иного события в компании, то сейчас на первый план выходит партнерство с бизнес-подразделениями и выработка единого подхода еще на этапе планирования сделки.

Необходимо показать компании, что налоговый отдел — это не просто контроль, иногда увеличение бюджета. Он может сделать бизнес-процессы более защищенными и эффективными.

В-третьих, сосредоточиться на защите бизнеса. Мы проводим с сотрудниками компании регулярные тренинги по налоговой тематике, где не оставляем без внимания и вопросы ответственности как компании в целом, так и сотрудников. По отзывам коллег, такие тренинги полезны и всегда вызывают интерес.

Особо выделю вопрос использования современных технологий, о чем я уже говорил.
И в-четвертых, налоговым специалистам очень рекомендую общаться с коллегами по индустрии либо в формате, о котором я рассказал, либо в любом другом. Сейчас обмен информацией важен не только для ФНС, которая знает о компаниях почти все, но и для бизнеса.

 A.V. Toroptsev
 
Effective tax function: how to create it?
 
Preliminary results of creating effective tax management, trends
in administrative and judicial decisions, and assessment of tax case
law – an expert’s opinion