Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Как организовать процесс вступления в налоговый мониторинг

06, Октября 2023

И.Г. Жданова, 
главный бухгалтер – начальник департамента бухгалтерского и налогового учета и отчетности ПАО «Россети Северо-Запад», канд. эконом. наук

Эксперт рассказывает, почему налогоплательщику целесообразно стать участником налогового мониторинга, как протекает и сколько времени займет переход компании к такой форме контроля и что поможет сделать этот процесс более гладким.

 

– Ваша компания не входит в перечень субъектов, для которых быть участником налогового мониторинга обязательно. Что стало отправной точкой для принятия решения о подготовке к переходу на эту систему налогового контроля: предложение менеджмента, общий фон ее популярности?

– ПАО «Россети Северо-Запад» является дочерней компанией ПАО «Россети» и оказывает услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению в регионах Северо-Западного федерального округа.

«Россети» в 2022 году успешно перешли на новую систему налогового контроля. Ценными для компании преимуществами этого перехода стали эффективное информационное взаимодействие с налоговым органом, возможность получить мотивированное мнение по сложным вопросам налогообложения, минимизация налоговых рисков, быстрое закрытие налоговых периодов, публичное признание компании как добросовестного налогоплательщика.

Мы ожидаем, что в конце 2023 года по итогам анализа работы в налоговом мониторинге «Россети» сформируют план такого перехода для «дочек» группы.

– Предполагается ли, что нагрузка на департамент бухгалтерского и налогового учета и отчетности уменьшится?

– В первые годы после перехода мы не ожидаем снижения нагрузки на наше подразделение, а на ИТ-специалистов нагрузка даже увеличится.

– Расскажите о процессе вступления компании в налоговый мониторинг.

– Знакомиться с системой налогового мониторинга мы начали заранее. И это понятно: процесс перехода требует не только взаимосвязанной работы бухгалтерской и налоговой служб компании, но и системного участия практически всех функциональных направлений бизнеса.

Цифровизация технологических процессов, анализ взаимодействия информационных систем, систематизация договорной работы, внедрение электронного документооборота, организация электронного архива первичных документов, развитие системы внутреннего контроля и автоматизация контрольных процедур – все это должно быть реализовано. Также надо актуализировать и минимизировать возможные налоговые риски.

– По вашему опыту, может ли компания подготовиться к налоговому мониторингу самостоятельно?

– Мы готовимся к переходу самостоятельно. И считаем, что компания может это сделать успешно, если у нее есть собственный сильный профессиональный ресурс, достаточный запас времени и если она применяет методы проектного управления.

В ПАО «Россети Северо-Запад» есть понимание, что такой переход – сложный межфункциональный проект, который должен быть обеспечен дополнительными трудовыми и техническими ресурсами. Чувствуется потребность в сильных ИТ-специалистах, усиливается роль юридического блока и службы информационной безопасности, огромный объем аналитической работы ложится на подразделение внутреннего контроля и управления рисками. К проекту по вступлению в налоговый мониторинг привлечены руководители основных функциональных бизнес-направлений. Методологом и координатором всех мероприятий проекта выступает налоговое подразделение компании.

Проект однозначно выходит за рамки обычной операционной деятельности и требует специальных знаний. Очень хорошо, что есть организации, специализирующиеся на обучении по вопросам перехода на налоговый мониторинг. До конца текущего года мы планируем направить в «Главный научный инновационный внедренческий центр» команду базовых специалистов на курсы повышения квалификации по программе «Система внутреннего контроля организации для целей налогового мониторинга».

– Вы упомянули, что в компании уже есть подразделение внутреннего контроля и управления рисками. Какую роль предполагается ему отвести?

– Мы исходим из того, что тема внутреннего контроля и управления рисками центральная для успешной реализации перехода на налоговый мониторинг. Департамент внутреннего контроля, управления рисками и менеджмента качества ПАО «Россети Северо-Запад» активно участвует в разработке функциональных требований к системе налогового мониторинга, системе внутреннего контроля и возможности их автоматизации, в разработке методологии раскрытия показателей в витрине данных.

– Сколько времени, по вашим оценкам, занимает весь процесс вступления в налоговый мониторинг?

– В рамках проекта решаются сложные задачи, что требует достаточного временного ресурса. Такого, которого хватит, чтобы последовательно пройти все намеченные шаги дорожной карты, устранить выявляемые замечания и несоответствия. И при этом не растягивать подготовку к переходу, потому что одновременно в компании происходят внутренние изменения в ИТ-архитектуре, развиваются новые ИТ-продукты, оптимизируются бизнес-процессы, перестраивается внутренний и внешний документооборот в направлении увеличения электронных форм первичных учетных документов. К тому же стремительно меняются внешние условия, законодательная база и технические требования к налоговому мониторингу.

Приведу пример. Изменения в технологии информационного взаимодействия налогоплательщика и налогового органа с 2024 года, связанные с применением налоговым органом АИС «Налог-3», влекут за собой пересмотр разработанных ранее интеграционных решений, предъявляют новые требования к набору данных в первичных учетных документах налогоплательщика, формату и объему документов, надежности и быстродействию системы налогоплательщика.

Мы оцениваем, что период подготовки к переходу на налоговый мониторинг в нашей компании должен составить не менее шести месяцев.

До начала официального взаимодействия с налоговым органом – до разработки дорожной карты – «Россети Северо-Запад» определились с организационно-технической частью проекта: способом информационного взаимодействия с налоговым органом выбрана витрина данных. Компания приступила к знакомству с предлагаемыми вендерами готовыми решениями для интеграции с 1С и их анализу.

– Санкционное регулирование и разного рода экономические ограничения, введенные в отношении России, могут повлиять на техническую сторону подготовки компаний к вступлению в налоговый мониторинг. Как справиться с такой проблемой?

– Конечно, введенные против России санкции влияют на техническое обеспечение. Ряд компаний столкнулись с проблемой перехода на российское ПО, выросла стоимость ИТ-оборудования, увеличились сроки поставки средств криптографической защиты информации (СКЗИ)1.

В нашей компании учетной метаплатформой является платформа 1С. Это существенно снижает расходы на решение актуальных сейчас для сферы электроэнергетики проблем импортозамещения.

– Каким вы видите будущее налогового мониторинга? Станет ли он обязательным, как налогоплательщики будут взаимодействовать с налоговым органом?

– Сегодня переход на налоговый мониторинг для компаний необязателен. Тем не менее очевидна тенденция к активному внедрению государством этого института в сфере крупного, а после снижения суммовых критериев в 2021 году и среднего бизнеса. Более 440 компаний уже вступили в налоговый мониторинг, и более 2200 соответствуют критериям вступления.

В 2023 году Правительство РФ по поручению Президента должно рассмотреть возможность введения налогового мониторинга для резидентов свободных экономических зон. С высокой долей вероятности в ближайшее время переход на эту систему контроля может стать обязательным для компаний, использующих государственные меры поддержки и дополнительные налоговые льготы, по аналогии с организациями – участниками соглашений о защите и поощрении капиталовложений, для которых налоговый мониторинг стал обязательным в течение трех лет со дня заключения СЗПК.

– Какой совет можно дать компаниям, которые стоят перед выбором, вступать или нет в налоговый мониторинг?

– Решение должно быть осознанным, методологически и технически подготовленным. Нужно хорошо изучить нормативную базу. Очень помогает в этом такой информационный ресурс, как налоговыймониторинг.рф.

Кроме того, советуем на опережение проработать вопросы дорожной карты, сформировать сильную команду проекта. А дальше – дорогу осилит идущий!

1 СКЗИ являются необходимым элементом при организации налогового мониторинга с применением АИС «Налог-3».

 I.G. Zhdanova
 
How to arrange the process of entry into tax
monitoring

A company representative tells why it is advisable for a taxpayer
to participate in tax monitoring and how to make the company’s
transition smoother