Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Как налогоплательщику исполнять требования налогового органа о представлении документов

20, Апреля 2022

К. А. Сасов,
ведущий юрист «Пепеляев Групп»,
канд. юрид. наук

Письмом от 23.12.2021 № СД-4-2/18103@ ФНС России разъяснила вопросы об истребовании документов, информации в рамках ст. 93 и 93.1 НК РФ. О причинах и целях подготовки этого письма, практике применения норм налоговыми органами рассуждает автор статьи и дает рекомендации.

Причины нарушения налоговыми органами полномочий

Причиной подготовки письма ФНС России от 23.12.2021 № СД-4-2/18103@ (далее – Письмо) стали многочисленные жалобы в управления по субъектам РФ и межрегиональные инспекции по федеральным округам в связи с нарушением прав налогоплательщиков незаконно оформленными требованиями о представлении документов (информации).


Типичные нарушения

Анализ поступивших в ФНС России материалов выявил следующие типичные нарушения:
  • в требованиях о представлении документов (информации) не указаны: мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость представить документы (информацию); сведения, позволяющие идентифицировать истребуемые документы (информацию) и (или) сделку; контрагент, по взаимоотношениям с которым истребуются документы (информация) по конкретной сделке;
  • направление требований о представлении документов (информации), которые не относятся к предмету налоговой проверки или не подлежат истребованию в соответствии с НК РФ, в том числе истребование документов в рамках подп. 2 ст. 93.1 НК РФ, не связанных с конкретной сделкой, указанной в требовании;
  • направление требований о представлении документов (информации), содержащих ссылки на осуществляемую налоговую проверку, за пределами срока ее проведения.
Аналогичные нарушения могут быть в поручениях об истребовании документов (информации).
 
В реальности список подобных нарушений больше. Например, есть случаи, когда в одном требовании запрашивается разнородная информация: конкретные первичные документы и регистры бухучета; комментарий протоколов допроса свидетелей; деловая переписка налогоплательщика; ответы на вопросы о выборе контрагентов, исполнении договора и т. д. Иногда в одном требовании встречаются ссылки на разные законные основания (ст. 93 и 93.1 НК РФ) и противоречивые оговорки: «в связи с…», «вне рамок налоговой проверки».

Служба не обозначила причины, по которым налоговые органы систематически нарушают свои полномочия. И это неслучайно, поскольку такие нарушения спровоцированы негласными установками ведомства. Не секрет, что достаточно давно налоговая служба взяла курс на сокращение числа выездных проверок и выявление признаков налоговых правонарушений в рамках предпроверочного анализа. Компрометирующие признаки предъявляются налогоплательщику с предложением добровольно, без налоговых проверок исправить ошибки (реальные или мнимые), уточнив данные налоговых деклараций в сторону увеличения суммы к уплате в бюджет (см. текст во врезке).


Цифры

Консолидированный бюджет РФ 2021 г. исполнен с профицитом 1 трлн 45,8 млрд руб., как следует из отчетности на сайте Федерального казначейства. По словам главы ФНС России, за 2021 г. в консолидированный бюджет РФ поступило более 4 трлн руб. дополнительных налогов, бо´льшая часть которых (52%) уплачена налогоплательщиками «добровольно», без налоговых проверок.


НК РФ не предусматривает институтов предпроверочного анализа и побуждения налогоплательщиков к добровольной доплате налогов в бюджет вне налоговых проверок. В условиях такого правового пробела инспекции на местах вынуждены нарушать закон, чтобы выполнить требования начальства.

В Письме обозначены отрицательные последствия подобных нарушений, а именно: нарушение прав налогоплательщиков в случае привлечения их к ответственности и рост числа их жалоб на подобные требования и поручения.

Требование получено. Что дальше?

Если требование по ст. 93 НК РФ получено вне рамок камеральной или выездной проверки, а требование документов согласно подп. 2 ст. 93.1 НК РФ не связано с конкретной сделкой, то их можно не исполнять на основании подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ как незаконные.

Тем не менее большинство налоговых экспертов склоняются к выводу, что к таким требованиям следует подойти со всей серьезностью, поскольку из них видно, на что нацелен интерес потенциальных проверяющих. Если инспекция не получит эту информацию в отсутствие налоговой проверки без законных оснований, она попытается ее получить после назначения выездной проверки.

Описанные ошибки устранимы, а назначение выездной проверки – это самостоятельный фактор налогового риска. В связи с этим налогоплательщику рекомендуется не просто отказать в исполнении незаконного требования, а предложить налоговому органу устранить дефекты требования, выразив готовность его исполнить после. В такой ситуации налогоплательщика трудно признать виновным или недобросовестным.

На практике налоговый орган в подобных случаях не наказывает налогоплательщика, но уточняет свое требование. За то время, пока оно уточняется, налогоплательщику целесообразно подготовить запрашиваемую информацию и документы и тщательно их проанализировать. Нужно определить, насколько сведения в них критичны либо полезны для него. Возможно, потребуется его дополнительный комментарий в сопроводительном письме. Бывает полезным запросить у контрагента, в налоговом органе по месту учета контрагента, третьих лиц дополнительную информацию и документы, которые дадут полную картину налоговозначимых событий.

Действия налогоплательщика в случае неустранимости ошибок требования

Согласно ст. 93 НК РФ проверяемый налогоплательщик представляет документы должностному лицу, проводящему налоговую проверку. Истребование документов и сведений за рамками выездной или камеральной проверки на основании указанной статьи Кодекса нарушает права налогоплательщика и противоречит налоговому законодательству1.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ документы, касающиеся деятельности проверяемого лица, непроверяемый налогоплательщик представляет должностному лицу, которое проводит проверку контрагента. В связи с этим незаконно истребование документов бухгалтерского и налогового учета: оборотно-сальдовой ведомости, карточек счетов бухучета (01, 08, 10, 19, 20, 26, 41, 43, 45, 60, 62, 76, 90) в разрезе контрагентов непроверяемого налогоплательщика в рамках п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

По правилам п. 2 ст. 93.1 НК РФ документы и информация представляются вне рамок проведения проверок, но в отношении конкретной сделки налогоплательщика. Если запрошенная информация по ее смыслу относится к мероприятиям налогового контроля самого налогоплательщика, то она может быть получена только в рамках его камеральной или выездной проверки.

Иногда налоговые органы истребуют у налогоплательщика персональные данные сотрудников контрагентов, ответственных за сдачу поставленных товаров. Однако раскрытие таких сведений имеет законные ограничения (см. текст во врезке).


О персональных данных

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). Не допускаются также сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»). Получить персональные данные физического лица – представителя юридического лица можно только с его добровольного согласия (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных», далее – Закон о персональных данных).


Единообразная судебная практика признает незаконным получение и хранение персональных данных физического лица в виде ксерокопии паспорта без его письменного согласия (см. текст во врезке).


Из судебной практики

Постановления ФАС СКО от 11.03.2014 по делу № А53-10287/2013 и от 21.04.2014 по делу № А53-13327/2013: хранение копии паспорта работника его работодателем превышает объем обрабатываемых персональных данных работников и действующим законодательством не установлено, нарушает права и свободы гражданина, снижает уровень прав и гарантий работника, противоречит федеральному законодательству (ч. 5 ст. 5 Закона о персональных данных, п. 2 ст. 86 Трудового кодекса РФ).


Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (см. текст во врезке), согласно ст. 183 УК РФ преследуются в уголовном порядке.


Что не относится к коммерческой тайне

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» не составляют коммерческую тайну сведения:

  • в учредительных документах юрлица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и ИП в соответствующие госреестры;
  • в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юрлица;
  • информация из других официальных источников.

Ответственность за неисполнение требования

Такая ответственность возможна, только если требование налогового органа было законным. Приведем примеры из судебной практики.

Налогоплательщики вправе полагать, что к заявленным вычетам у инспекции нет претензий, если в установленный проверкой срок не были запрошены подтверждающие документы. Поэтому нельзя признать законным направление требования о представлении подтверждающих вычеты документов после истечения срока проверки2.

Исходя из п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), непосредственно не относящиеся к конкретной сделке. Иное требование влечет неоправданное расширение их полномочий и лишает смысла предусмотренного Кодексом разграничения объема истребуемой информации (документов) в п. 1 ст. 93.1 (в ходе проверки) и в п. 2 той же статьи (вне ее)3.

Истребование информации, сгруппированной в определенном порядке либо в систематизированном виде по предлагаемой аналитической форме, не соответствует налоговому законодательству. Требование о представлении информации в форме таблицы, предполагающей систематизацию ранее представленных сведений, возлагает на налогоплательщика обязанности, не предусмотренные законодательством4.

При камеральной проверке декларации с НДС к возмещению инспекция вправе требовать документы, которые подтверждают право на вычет, при этом оборотно-сальдовые ведомости его не подтверждают5.

Не подтверждают правомерность налоговых вычетов и не указаны в качестве таковых в ст. 172 НК РФ договоры на реализацию товаров (работ, услуг) и на приобретение товаров (работ, услуг), акты сверок и акты о зачете взаимных требований, оборотно-сальдовая ведомость6.


Пример из судебной практики

В одном из дел суд признал поведение налогового органа по формальному «направлению» требования злоупотреблением правом и грубым нарушением основополагающих норм ст. 318993 НК РФ7. Признаки:
  • требование не вручено лично, направлено не по ТКС, а по почте;
  • конверт не доставлен налогоплательщику, а возвращен инспекции;
  • повторное требование документов исполнено налогоплательщиком в срок;
  • запрошено 22 тыс. копий документов (счетов-фактур), полученных ранее вместе с декларациями по НДС;
  • запрошены «задвоенные» и несуществующие счета-фактуры, следовательно, расчет штрафа сделан неверно;
  • штраф по ст. 126 НК РФ (4,5 млн руб.) в пять раз больше штрафа по ст. 122 НК РФ (0,8 млн руб.);
  • в акте нет указаний на факт непредставления документов;
  • цель требования – не проверка документов, а наложение штрафа.

Что касается истребования документов в порядке ст. 93.1 НК РФ, развернутая позиция есть в Решении АС г. Москвы от 05.10.2020 по делу № А40-211149/18-115-49498. Согласно ей, предпроверочный анализ не может подменять выездную или камеральную проверку. Такой анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика и принципы гласности, законности, срочности налоговой проверки, полноты и объективности проверки, а также нарушает возможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода, права на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также на обжалование результатов проверки.

Без назначения налоговой проверки законным является требование налогового органа, где указаны:

  • реквизиты конкретной сделки;
  • наименование контрагента, с которым была заключена сделка;
  • мероприятие налогового контроля, в ходе которого понадобилось истребовать указанные документы;
  • другое условие привлечения к налоговой ответственности – наличие вины налогоплательщика.

Есть судебная практика, подтверждающая вывод о невиновности налогоплательщика за исполнение требования налогового органа, если оно чрезмерно.


Два примера из судебной практики

1. Установлено, что всего в ходе выездной проверки заявителю было выставлено 25 требований на 188 листах, при этом истребованные документы дублировали друг друга. Общество представляло в инспекцию имевшиеся у него документы и пояснения по требованиям либо заявляло ходатайства о продлении срока представления документов (ч. 3 ст. 93 НК РФ). Другими словами, налогоплательщик не противодействовал проверке. Суд заметил, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, наказание за невиновное поведение неконституционно9.
 
2. Доказано, что затраты налогоплательщика на изготовление копий документов составляли более 100 тыс. руб. Если на просмотр одного документа будет затрачено 30 сек., то исследование 7000 документов двумя проверяющими составит 3,1 недели, что выходит за период проверки. Вывод суда однозначен: цель истребования документов – не проверка информации, а штраф за неисполнение этого требования10.

В судебной практике есть примеры, когда штраф по ст. 126 НК РФ признан незаконным, так как:

  • в требовании налогового органа отсутствует конкретный перечень истребуемых документов и не указано их количество11;
  • количество непредставленных документов определяется расчетным путем, в связи с чем недопустимо установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов12;
  • не представлены документы, физически отсутствующие у налогоплательщика13.

Перспективы Письма и применения статей 93 и 93.1 НК РФ

Поможет ли Письмо налогоплательщикам защитить их права?

С одной стороны, оно констатирует имеющуюся проблему, что усиливает аргументацию налогоплательщика в споре о законности действий налогового органа по истребованию документов (информации).

С другой стороны, не стоит ждать, что злоупотребления налоговых инспекторов с появлением Письма прекратятся.

Остается надеяться, что выработанные рекомендации будут полезны широкому кругу налогоплательщиков.

1  Пункт 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
8 См. также: постановления АС УО от 16.01.2020 по делу № А76-15894/2019от 18.10.2018 по делу № А47-14049/2017; АС ВВО от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017 и др.
9 Постановления 9-го ААС от 12.10.2018 по делу № А40-81247/18, от 24.01.2019 по делу № А40-49505/18.
12  Определение судьи ВС РФ от 04.02.2016 по делу № А33-2660/2015; Постановление АС ДО от 19.09.2017 по делу № А24-4124/2016.
 
Ключевые слова: «налоговая проверка» – «истребование документов» - «права налогоплательщика».

K.A. Sasov
 
How should a taxpayer meet tax authority’s
requests for documents
 
The Federal Tax Service has clarified how documents
and information may be requested under articles 93 and 93.1
of the Tax Code. The article outlines what lies behind the FTS’s
letter, practice of tax authorities and recommendations
 
Key words: tax audit – documents request – taxpayer’s rights