Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 29.10.2020 № 2386-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Донского Сергея Петровича на нарушение его конституционных прав статьей 82, пунктом 1 статьи 208 и статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации, а также абзацем третьим пункта 1 статьи 2, статьями 334, 410 и 807 Гражданского кодекса Российской Федерации»

30, Октября 2020

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 2, 4 (часть 2), 8 (часть 1), 17 (часть 1), 19 (часть 1), 45 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют необоснованно квалифицировать деятельность заявителя как предпринимательскую.

Позиция Конституционного Суда:

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (статья 82).

Что же касается конкретных налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками в случае возникновения у них объекта налогообложения, то соответствующее регулирование осуществляется отдельными положениями Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, статьи 208 и 209 указанного Кодекса определяют доходы, учитываемые при налогообложении, и объект обложения налогом на доходы физических лиц.

Оспариваемые законоположения Налогового кодекса Российской Федерации содержат правила, позволяющие обеспечить безусловное исполнение налогоплательщиками обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует статья 57 Конституции Российской Федерации, не предполагают их произвольного применения и сами по себе они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Абзац третий пункта 1 статьи 2 ГК Российской Федерации, содержащий понятие предпринимательской деятельности и относящий отношения между лицами, осуществляющими такую деятельность, или с их участием к предмету гражданского законодательства, направлен на обеспечение интересов участников гражданского оборота (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 года № 1720-О). Данная норма, позволяющая суду в рамках дискреционных полномочий определять, является ли та или иная деятельность предпринимательской, также не может расцениваться в качестве 4 нарушающей в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя.

Статья 334 ГК Российской Федерации, определяющая понятие залога, и статья 807 того же Кодекса, посвященная общим положениям о договоре займа, направлены на обеспечение определенности соответствующих правоотношений. Статья 410 данного Кодекса, регулирующая прекращение обязательства зачетом, имеет целью достижение баланса интересов сторон обязательственных правоотношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года № 871-О-О, от 30 января 2020 года № 59-О и др.). Данные нормы как сами по себе, так и в системе действующего нормативного регулирования не предрешают вопрос об отнесении той или иной деятельности налогоплательщика к предпринимательской и также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части квалификации деятельности заявителя в качестве предпринимательской для целей обложения налогом на доходы физических лиц с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.