Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 29.09.2020 № 2310-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества Юридическая контора "КУКША" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2.1 статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 16 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"»

29, Сентября 2020

Суть жалобы: 

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статье 57 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют налогоплательщику уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, т.е. до вступления этих законоположений в силу. 

Позиция Конституционного Суда: 

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений.

Согласно правовой позиции, выраженной КС РФ в ряде решений (постановления от 24 октября 1996 г. № 17-П, от 30 января 2001 г. № 2-П, от 28 февраля 2006 г. № 2-П, от 21 декабря 2018 г. № 47-П и др.), по смыслу Конституции РФ, общим для всех отраслей права является принцип, согласно которому в правовом государстве закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет; прямой запрет, касающийся придания закону обратной силы, сформулированный в статье 57 Конституции РФ, служит гарантией защиты прав налогоплательщиков и плательщиков иных обязательных по закону публичных платежей в бюджет, которые не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции РФ, закрепляющей на универсальной основе условия надлежащего установления налогов и сборов.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ статья 283 НК РФ с 1 января 2017 г. была дополнена пунктом 2.1, применяющимся в действующей редакции в отношении налоговых периодов с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. (подпункт "в" пункта 25 статьи 2 и часть 5 статьи 13 этого Федерального закона, подпункт "б" пункта 35 статьи 2 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

Данное регулирование, устанавливающее ограничение для уменьшения (в связи с полученным налогоплательщиком убытком) налоговой базы по налогу на прибыль организаций, распространяет свое действие в отношении налоговых периодов, наступивших после его вступления в силу с 1 января 2017 года, т.е. без придания новому регулированию обратной силы. Таким образом, пункт 2.1 статьи 283 НК РФ не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Что касается оспариваемой части 16 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ, позволяющей налогоплательщикам уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций с учетом убытков, полученных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 г., то данное законоположение, служащее нормативной основой для реализации налогоплательщиком права на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, само по себе также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.