Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 29.09.2020 № 2314-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "БИЗНЕС-ЦЕНТР ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ" на нарушение конституционных прав и свобод положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31, пункта 2 статьи 375 и пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»

29, Сентября 2020

Суть жалобы: 

По мнению заявителя, оспариваемые положения НК РФ не соответствуют статьям 15, 19, 46 и 57 Конституции РФ, поскольку допускают возможность применения в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций кадастровой стоимости, определенной и вступившей в силу за пределами налогового периода, даже в случаях, когда ее применение в прошедших периодах исключается актами об установлении такой кадастровой стоимости. 

Позиция Конституционного Суда: 

Как ранее неоднократно указывал КС РФ, наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции РФ и законах общеправовых принципов налогообложения всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени (определения от 5 июля 2005 г. № 301-О, от 23 апреля 2013 г. № 488-О, от 29 сентября 2015 года № 1844-О и др.).

Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов (подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ) непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Определение налогового обязательства расчетным методом, как не предполагающее его осуществление на произвольных основаниях, направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, а также на обеспечение безусловного выполнения всеми налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с НК РФ в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса (пункт 2 статьи 375). Для этих целей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (статья 378.2).

Оспариваемый заявителем пункт 15 статьи 378.2 данного Кодекса регулирует вопросы учета измененной кадастровой стоимости для целей обложения налогом на имущество организаций: измененный размер кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка.

Такое законодательное регулирование с учетом принципов экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости направлено на применение для целей налогообложения достоверных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а следовательно, оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Проверка же обоснованности судебных актов в конкретном деле заявителя, в том числе в части установления фактических обстоятельств, повлекших изменение кадастровой стоимости нежилого здания, а также выбора норм, подлежащих применению, не относится к компетенции КС РФ. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.