Определение КС РФ от 29.09.2020 № 2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Экрос-Инжиниринг" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 3 статьи 46, пункта 2 статьи 70 и пункта 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению ЗАО "Экрос-Инжиниринг", оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку допускают возможность увеличения общего срока для принудительного взыскания налоговой задолженности в случае несоблюдения налоговым органом сроков, установленных для совершения определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля.
Позиция Конституционного Суда:
Статьей 101 НК РФ определяются в том числе сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, вынесения соответствующего решения и вручения его налогоплательщику, которые, как и сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 46, 47, 48 и 70) для реализации налоговым органом публично-правовой процедуры взыскания сумм задолженности с налогоплательщика, направлены на защиту прав налогоплательщика от необоснованно длительного вмешательства налогового органа в его хозяйственную деятельность.
При этом несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля установленных сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена в том числе оспариваемыми положениями Налогового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 1988-О, от 22 апреля 2014 года N 822-О и от 20 апреля 2017 года N 790-О).
Таким образом, при обеспечении общего срока, ограничивающего временные рамки вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика, оспариваемые положения статей 46, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Разрешение же вопроса о законности действий налогового органа, связанных с соблюдением установленного порядка вручения заявителю решения по результатам проверки и взысканием задолженности, а также о выборе заявителем способа защиты нарушенных прав не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.