Определение КС РФ от 23.04.2020 № 818-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "ДПП-ПЛАЗА" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 375, пунктами 1 и 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые положения НК РФ не соответствуют статьям 8, 15, 19, 46 и 57 Конституции РФ, поскольку допускают для целей уплаты налога на имущество организаций применение кадастровой стоимости объекта недвижимости, увеличенной на сумму НДС.
Позиция Конституционного Суда:
В отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ). Для этих целей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (статья 378.2 НК РФ).
Тем самым для таких случаев федеральный законодатель определил существенный элемент налогового обязательства по налогу на имущество организаций - налоговую базу как кадастровую стоимость объектов недвижимости, указанную в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Оспариваемые заявителем нормы НК РФ, устанавливающие налоговую базу по налогу на имущество организаций и порядок ее определения, не предусматривают при определении кадастровой (рыночной) стоимости имущества ее увеличение на сумму НДС. При этом в письмах Министерства финансов РФ и ФНС от 26 апреля 2018 года № БС-4-21/8060 и от 22 июля 2019 года № БС-4-21/14284 со ссылкой на позицию ВС РФ, изложенную в определении от 15 февраля 2018 года № 5-КГ17-258, также было разъяснено, что само по себе определение рыночной стоимости объекта в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объект обложения НДС.
С учетом этого, а также принимая во внимание, что данные законоположения не препятствуют налогоплательщикам в реализации права на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в установленном законом порядке (в части увеличения ее на сумму налога на добавленную стоимость), сами по себе они не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.