Определение КС РФ от 19.12.2019 № 3524-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"»
Суть жалобы:
По мнению заявителя, оспариваемые положения НК РФ, устанавливая ограничения (в пределах трехкратного размера среднего месячного заработка) для освобождения от уплаты НДФЛ, не учитывают, что федеральному государственному гражданскому служащему полагается выплата компенсации в большем размере; кроме того, лица, уволенные из организаций (органов власти), расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, с точки зрения применения налоговой льготы находятся в худшем положении по сравнению с лицами, уволенными из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (у них освобождается от налогообложения шестикратный размер среднего месячного заработка).
Позиция Конституционного Суда:
Как неоднократно указывал КС РФ, освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21.03.1997 № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П; определения от 19.11.2015 № 2552-О, от 29.03.2016 № 485-О, от 19.07.2016 № 1458-О и др.).
При установлении НДФЛ (глава 23 НК РФ) федеральный законодатель, в том числе с учетом провозглашенных Конституцией РФ целей социальной политики в РФ, реализация которых является одной из основных конституционных обязанностей государства при осуществлении присущих ему функций, включая фискальные, определил в ст. 217 НК РФ доходы, не подлежащие налогообложению. В частности, п. 1 данной статьи относит к таким доходам государственные пособия (кроме пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком), включая пособия по безработице, беременности и родам, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, а пункт 3 той же статьи отдельно выделяет круг компенсационных выплат, в том числе связанных с увольнением работников.
Как ранее отмечал КС РФ, то обстоятельство, что при увольнении размер освобождаемого от налогообложения дохода ограничен шестикратным размером среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а для остальных категорий работников - трехкратным размером среднего месячного заработка, не влечет нарушения конституционных прав граждан, поскольку согласуется с правовым подходом к регулированию отношений по льготному обложению налогом на доходы физических лиц, учитывая дискрецию законодателя в данном вопросе (Определение от 20.11.2014 № 2623-О).
Таким образом, оспариваемые п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ, определяющие доходы, не подлежащие обложению НДФЛ (освобожденные от налогообложения), не могут нарушать конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.