Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 19.12.2019 № 3533-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 337, подпунктами 12 - 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении классификации углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых"»

19, Декабря 2019

Суть жалобы: 

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения позволяют налоговому органу произвольно вменять в обязанность налогоплательщика применение повышенной ставки по НДПИ в отношении отдельных видов такого добытого полезного ископаемого, как уголь, что противоречит ст. 4 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 34, 35 (ч. 1) и 57 Конституции РФ. 

Позиция Конституционного Суда:  

Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием НДПИ, осуществляется на основании норм главы 26 НК РФ, согласно которым объектом обложения НДПИ признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр; налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого с использованием таких экономико-правовых характеристик объекта налогообложения, как стоимость либо количество, применение которых зависит от конкретного вида добытого полезного ископаемого; налоговым периодом по налогу признается календарный месяц, по итогам которого исчисляется сумма НДПИ по каждому добытому полезному ископаемому (ст. 334 - 343 НК РФ); при этом сумма НДПИ по добытому углю исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (п. 1 ст. 343 НК РФ).

Оспариваемые заявителем нормы НК РФ во взаимосвязи с постановлением Правительства РФ "Об утверждении классификации углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых", будучи составной частью механизма определения действительного размера налогового обязательства субъектов предпринимательской деятельности, являющихся плательщиками НДПИ, предполагают определение конкретного размера налоговой ставки с учетом нормативно установленной классификации видов добытого полезного ископаемого, а также сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых, отражающего состояние минерально-сырьевой базы (ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-I "О недрах").

Таким образом, данное правовое регулирование само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же правильности квалификации правоприменительными органами добытого заявителем полезного ископаемого, как связанная с установлением и исследованием фактических обстоятельств, имеющих значение для конкретного дела, не входит в компетенцию КС РФ. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.