Определение КС РФ от 24.10.2019 № 2907-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агава-Фарм" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 375, пунктами 1 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
Заявитель, не соглашаясь с выводами суда, полагает, что оспариваемые нормы возлагают обязанность по уплате налога на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества в условиях, когда указанный перечень имущества не позволяет достоверно определить налогооблагаемый объект. В связи с этим, по его мнению, данные законоположения не соответствуют ст. 1, 7, 8, 15, 18, 19, 34, 35, 46, 57 и 76 Конституции РФ.
Позиция Конституционного Суда:
В силу ст. 14 и п. 2 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, он устанавливается данным Кодексом и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
По общему правилу, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом в отношении отдельных объектов недвижимости она определяется как их кадастровая стоимость (п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ). Особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества как кадастровой стоимости устанавливают субъекты РФ. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (ст. 378.2 НК РФ).
Данное регулирование устанавливает необходимые и достаточные нормативные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения КС РФ от 26.11.2018 № 3058-О, от 25.06.2019 № 1570-О и др.).
Таким образом, оспариваемые положения НК РФ, будучи правовой основой как для исполнения субъектами РФ полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса о том, был ли принадлежащий заявителю объект недвижимости включен в утвержденный уполномоченным органом субъекта РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, не относится к компетенции КС РФ.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.