Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 24.10.2019 № 2910-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Оптиксервис" на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 22 раздела II Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость»

24, Октября 2019

Суть жалобы: 

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют ст. 8, 15, 19, 34 (ч. 1), 41 (ч. 1), 42, 46 (ч. 1) и 57 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют применению освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении реализации (ввоза) цветных контактных линз для коррекции зрения. 

Позиция Конституционного Суда: 

По смыслу ст. 57 Конституции РФ в системной связи с ее ст. 1 (ч. 1), 15 (ч. 2 и 3) и 19 (ч. 1 и 2), в РФ как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому НК РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (п. 6 ст. 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах следует толковать в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3). Именно соблюдение конституционных предписаний относительно формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства при формировании структуры налога и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей и позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам - осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет (постановления КС РФ от 23.05.2013 № 11-П и от 01.07.2015 № 19-П).

В силу оспариваемых заявителем нормативных положений НДС не подлежат обложению реализация на территории РФ и ввоз на территорию РФ линз для коррекции зрения. С учетом изложенного оспариваемые заявителем нормативные положения не содержат неопределенности, а следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков в указанном в жалобе аспекте. Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части возможности отнесения ввезенных заявителем товаров к линзам для коррекции зрения, не относится к компетенции КС РФ. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.