Определение КС РФ от 18.07.2019 № 1896-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коломийцева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 примечаний к статье 199 и пунктом 1 примечаний к статье 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
С.В. Коломийцев оспаривает конституционность п. 1 примечаний к ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2009 № 383-ФЗ) и п. 1 примечаний к ст. 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" УК РФ, утверждая, что они не соответствуют ст. 2, 6, 18, 45, 49 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют определять долю налогов, подлежащих перечислению в бюджет, без учета трехлетнего периода, указанного в этих нормах.
Позиция Конституционного Суда:
Пункт 1 примечаний к ст. 199.1 УК РФ (а ранее – п. 1 примечаний к ст. 199 данного Кодекса) определяет признаки совершения в крупном или особо крупном размере неисполнения обязанностей налогового агента. При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.
Тем самым законодатель использовал смешанную - абсолютно-относительную - шкалу измерений в виде твердой денежной суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и ее относительной величины (доли в процентах) в подлежащих исчислению, удержанию или перечислению суммах налогов и (или) сборов. Указывая на период трех финансовых лет подряд, законодатель ограничил период, подлежащий учету при определении признаков преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ.
Статья 199.1 УК РФ подлежит применению в системном единстве с положениями налогового законодательства, определяющими как круг лиц, которые признаются налоговыми агентами, так и объем и характер их обязанностей, умышленное неисполнение которых влечет уголовную ответственность (определения КС РФ от 20.12.2005 № 476-О и от 16.07.2015 № 1594-О). Так, согласно НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном данным Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24), а сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (п. 1 ст. 57); для целей исчисления и уплаты НДФЛ предусмотрены особенности исчисления налога налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами (ст. 226).
В частности, в силу ст. 226 НК РФ налоговые агенты по общему правилу обязаны исчислить сумму налога на дату фактического получения дохода налогоплательщиком (п. 3), удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4), перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода, а при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6). Таким образом, НК РФ устанавливает определенные сроки, в которые должна быть исполнена обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению сумм НДФЛ.
Следовательно, указанные сроки должны применяться и при разрешении вопроса о наличии в действиях налогового агента преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ. Если такое неисполнение обязанности налогового агента носит длящийся характер, то общая сумма неперечисленных налогов и их доля рассчитываются с учетом определенных ст. 226 НК РФ сроков исполнения обязанности именно налоговым агентом, периода ее фактического неисполнения, но в пределах трех финансовых лет подряд.
Соответственно, ст. 199.1 УК РФ предполагает определение доли неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов с учетом особенностей исполнения обязанностей налогового агента применительно к конкретному налогу (включая НДФЛ), а потому оспариваемые заявителем нормы не содержат неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своего деяния и предвидеть наступление ответственности за его совершение и которая препятствовала бы единообразному их пониманию и применению правоприменительными органами. Тем самым данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в КС РФ, не может быть принята к рассмотрению.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.